Порой невзначай брошенная фраза может закрасться в мозг ребенка и прорасти там множеством проблем в будущем. Так родители сами калечат собственных детей. Но, конечно, они делают это из благих намерений. А куда вымощена дорога этими самыми благими намерениями, вы и сами знаете...
Эти фразы нельзя говорить детям (да и взрослым тоже)
Вот такие фразы:
1) Да что ж ты такой никчемный! Ничего не умеешь, руки-крюки.
Как известно, взрослые всегда куда-то спешат и порой вместо того, чтобы помочь, что-то объяснить ребенку, подбодрить его, начинают на него орать и обзывать никчемным, неумехой и т. д.
Что происходит: со временем ребенок начинает верить в то, что он ничего не может сделать, что он никчемный, ничего у него не получается. А руки-крюки.
А потом родители грызут локти: и почему он у меня такой безынициативный, ничего не хочет делать.
Что делать: вместо того, чтобы ругать и делать замечания в случае, если у ребенка что-то не получилось, объяснить, как нужно. Показать, если есть такая необходимость. Предложить попробовать еще раз, сказать:
— не получилось, обидно, но это не конец света, попробуй еще раз, я в тебя верю и уверен(а), что в этот раз у тебя получится!
2) Не говори глупости, ерунда какая-то!
Порой родители обесценивают интересы и желания детей. Ребенок чем-то увлекся, загорелся и с воодушевлением рассказывает об этом. В ответ же слышит: что это за дурь, глупости какие-то, ерунда, успокойся и т. п.
Что происходит: в ребенке прочно поселяется чувство, что все, что ему нравится, это какая-то ерунда. Он замыкается, и, в лучшем случае, продолжает выбирать то, что нравится ему, но никому об этом не рассказывает, учиться врать и изворачиваться. В худшем случае становится полностью безвольным и несчастным, не способным понять, что ему действительно нужно, а что навязано чужим мнением.
Что делать: если ребенок говорит что-то действительно неприемлемое и ужасное (а такое бывает редко), спросить, почему он так думает, правильно ли вы его поняли предложить обсудить это. Например, такая фраза подойдет:
— Правильно ли я тебя понимаю, что ты хочешь (.....), давай вместе это обсудим. Почему тебе пришла такая идея? Как думаешь, если ты так сделаешь, что потом будет. Почему для тебя это так важно? и т. д. (в зависимости от ситуации).
3) Отстань, не мешай, уйди, ты мне мешаешь, ты меня отвлекаешь, ты мне надоел и т. д.
Иногда бывают ситуации, когда родитель занят: делает отчет, говорит по телефону и т. д. А ребенок требует его внимания, что-то рассказывает, просит, спрашивает и т. д. И родитель начинает раздражаться и на автомате бросает: «Ты мне мешаешь, уйди, не мешай, отстань» и т. д.
Что происходит: после нескольких таких выпадов ребенок начинает считать себя неважным, ненужным, вечно всем мешающим, у него падает самооценка, появляется внутренняя пустота.
Что делать: Если сильно заняты, а ребенок требует внимания, нужно уделить ему всего несколько секунд и спокойно объяснить, подойдет примерно такая фраза:
— я тебя слышу, но сейчас правда не могу вникнуть в твою просьбу, мне нужно десять минут, чтобы закончить телефонный разговор, и потом мы с тобой все обсудим, хорошо?
Конечно, нужно сдержать свое обещание.
Вот такие дела. Да и вообще, прежде, чем что-то сказать, просейте свои слова через три сита: правды, доброты и пользы. Если хотя бы чему-то из этого они не соответствуют, то и говорить не стоит.
Ваш, Ёжик Можик.