Найти тему
Изучаю людей

Трудности в обучении чтению - как их преодолеть

И азбуку купили, и буквы везде пишем, и в игры с буквами играем - все бесполезно. Не запоминает, не читает. Почему так происходит и что предпринять?

Небольшое лирическое отступление - о пособиях и играх, предназначенных для того, чтобы легко и быстро запомнить буквы и начать читать, я писала в этой и в этой статье. 

Если у ребенка нет трудностей в обучении - все описанные мной способы сработают, и ребенок начнет читать. Я советую учить ребенка читать до школы именно потому, чтобы понять - есть ли эти самые трудности в обучении, или нет. Узнать об этом в школе будет гораздо большей проблемой, чем за год до, ведь школьная программа рассчитана на детей без трудностей. И особого отношения к ребенку ждать, к сожалению, не приходится - у него нет никаких диагнозов, требующих сопровождения, он просто не успевает за школьной программой.

Если выяснили до школы, что проблемы есть - можно успеть либо их решить, либо получить заключение специалиста и то самое сопровождение в помощь ребенку.

Какие же проблемы могут возникнуть при обучении чтению? Возможно, ребенок никак не может запомнить буквы. Уже все буквари перечитали, а все равно на следующий день пройденные вроде вчера буквы - как на новенького. 

Возможно, ребенок путает буквы, похожие по написанию. Л и Д. Н и И. Г и Т.

Возможно, никак не даётся соединение букв в слоги. Обычно обратные слоги вроде АМ, ОП - ребенку удаются, а вот прямые - МА, КУ, не получаются никак.

А возможно, и буквы запомнил, и слоги читает, но от начала до конца слова добраться не может - пока конец прочитал, начало забыл. И смысл слова ускользает. Или же подобные проблемы наблюдаются уже на уровне предложения - последнее слово прочитал, а о чем шла речь в начале фразы - уже не помнит. Вроде читает - а смысл текста не улавливает. 

Все эти проблемы на пустом месте не возникают, являясь следствием каких-то других нарушений. Нарушений зрительно- пространственного восприятия, например. Нарушений внимания и памяти. Причем эти проблемы до школы часто совершенно незаметны - но вот когда дело доходит до обучения чтению и письму - начинаются неожиданности. Решать эти проблемы лучше всего со специалистом - логопедом, специализирующимся на нарушениях письменной речи, и нейропсихологом. И тянуть с этим не стоит - в шесть и более лет ребенок в норме готов научиться читать. Если же это не так - есть проблема.

В дополнение же к работе специалистов можно помочь ребенку самостоятельно, зная некоторые методы коррекции и обучения. Мой любимый - принцип "через тело". 

Не запоминает ребенок буквы? Думаем, изобретаем способы эти самые буквы "пропустить" через телесные ощущения. Задействовать дополнительные анализаторы, кроме зрительного. Изобразить букву при помощи тела. Нарисовать букву на асфальте и прошагать ее. Сложить букву из палочек и верёвочек. Вырезать из бархатной бумаги и узнать на ощупь. Написать букву на спине и попросить ребенка угадать. Вырезать из дерева или купить объемные пластиковые буквы и угадывать, ощупывая в мешочке. Полет фантазии можно продолжать, руководствуясь этим самым принципом "через тело". Да хоть ароматическим маслом буквы пропитывать, каждой букве - свой запах. У меня был такой опыт, когда я, перепробовав все испытанные методы и отчаявшись, написала буквы на крышечках ароматического лото. И это сработало!

Ещё я всем очень советую приобрести вот такую книгу - Язык родной, дружи со мной.

-2

Ассоциативный ряд, помогающий ребенку запомнить буквы, в этой книге выше всяких похвал, равно как и смешные стишки, в которых буква заблудилась, и многое другое.

За год до школы вполне можно найти время на подобные занятия. Зато в школе будет легче, и без неожиданностей. 

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц