Зимой 2021 года столичные власти столкнулись со следующей проблемой: из-за сильных февральских снегопадов буксирующие на подъемах фуры парализовали работу Москвы. Это привело к введению запрета на передвижение по МКАД грузовиков свыше 12 тонн. В апреле 2021 года было принято решение распространить этот запрет и на машины с массой от 3,5 тонн. С 1 июля 2021 года ограничение начало действовать. В качестве альтернативной дороги властями была предложена платная ЦКАД. Но это не единственное ограничение, которое коснулось грузоперевозчиков, везущих товар в Москву или через столицу.
Столичные власти усовершенствовали пропускную систему для грузового транспорта. Теперь пропуска должны быть обязательно привязаны к региональной навигационно-информационной системе Москвы. Единая региональная навигационно-информационная система Москвы создана в декабре 2013 г. Ее основная цель — взаимодействие навигационно-информационных систем управления транспортом столицы для создания единой точки доступа к мониторинговой и справочной информации о движении транспортных средств в Москве. Прежде РНИС помогала управлять наземным городским пассажирским транспортом, который оснащен аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS согласно ФЗ Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 22‑ФЗ «О навигационной деятельности» и Постановлению Правительства Москвы от 03.12.2013 г. № 780‑ПП «О государственной информационной системе «Единая региональная навигационно-информационная система г. Москвы». Теперь к системе решили подключить весь коммерческий транспорт, который перевозит грузы в Москву и по Москве.
С 1 июля разрешительные пропуска для большегрузов массой свыше 12 тонн на основе данных от РНИС стали двух видов: дневной (с 7.00 до 23.00) и ночной (с 23.00 до 7.00). Такие четкие временные рамки вызывают вопросы у перевозчиков, т.к. при подаче заявления на пропуск владелец машины должен четко прописать маршрут следования автомобиля, от которого нельзя отклоняться. Во время маршрута часто принимаются решения об изменении маршрута из-за пробок. Кроме того, перевозчики опасаются, что машина, попавшая в пробку, задержавшаяся в пункте загрузки/выгрузки с дневным пропуском и не вовремя покинувшая город, будет считаться для РНИС нарушителем. Штраф за такое нарушение составляет 5000 рублей. Закон позволяет на одну машину выписать дневной и ночной пропуска, но обоснование такого шага необходимо сделать еще более подробно и документально. То есть на выдачу и согласование такого пропуска времени уйдет больше.
Чтобы зарегистрировать в РНИС автомобиль, нужно оборудовать его абонентским навигационным терминалом, ГЛОНАСС с трекером. Список устройств с программными прошивками для прямой передачи данных с терминала ГЛОНАСС в систему РНИС находится на сайте системы. У большинства водителей-частников из всего контрольно-измерительного оборудования подчас есть только смартфон с навигатором. Самый простой трекер стоит примерно 4000 рублей. Также прибор потребует абонентской платы за передачу данных (около 375 рублей ежемесячных платежей). Выезд специалиста для проведения всех работ тоже поднимет итоговую сумму. Главная выгода от подключения к РНИС, которую транслируют московские власти, — получение полного контроля над своим автопарком в режиме реального времени. Но на рынке сейчас полно перевозчиков, чей парк состоит из одной машины, а те, у кого «флот» большой, давно пользуются телематическими системами.
«Биржа грузоперевозок ATI.SU», опросив российских перевозчиков и экспедиторов, выяснила, что их подавляющее большинство уже несут потери от ограничений, которые власти Москвы ввели в марте этого года. До 42,5 % опрошенных считают, что их бизнес серьезно пострадал из-за больших трудностей с оформлением пропусков при перевозках в Москву или внутри столицы. Немало среди недовольных тех, кто занимается транзитными перевозками. По оценке «Биржи грузоперевозок ATI.SU», 39,4 % перевозчиков сообщили, что пытаются выстроить альтернативные маршруты, и это приводит к большим временным и финансовым издержкам. Так, грузоперевозчики пользуются платной ЦКАД и бтрассами А-107 и А-108. Почти на всем своем протяжении бесплатные трассы представляют собой загруженные двухполосные дороги. В данной ситуации становится ясно, что мелкие перевозчики может и попытаются ездить по старым дорогам, но могут и вовсе отказаться от доставки грузов в столицу и ближайшее Подмосковье. Крупные перевозчики будут активно пользоваться ЦКАД, пополняя бюджет Московской области – головое пользование платной дорогой из расчета на одну фуру составляет 700 тысяч рублей.
Экономисты отмечают, что пользование ЦКАД грузоперевозчиками приведет к удорожанию товаров. Так, по мнению главы Ассоциации транспортных экспертов и специалистов (АТЭС) Тараса Коваля, новая разрешительная система пропусков для въезда грузовых автомобилей в Москву несет в себе серьезные риски для бизнеса: «Среди основных я вижу затруднение свободного перемещения товаров и услуг в отдельно взятом регионе, недобросовестную конкуренцию за счет непрозрачной системы выдачи пропусков. А повышение цен, вероятнее всего, будет связано не столько с дополнительными расходами перевозчиков, сколько с изменением баланса спроса и предложения на локальном столичном рынке». Увеличится стоимость перевозки и для грузоперевозчиков, чей маршрут лежит через столицу: придется придумывать новые маршруты в обход Москвы или пользоваться платной ЦКАД.
Часть грузоперевозчиков нашли легальный способ противодействия новым требованиям и приняли решение перевозить груз в транспорте весом менее 3,5 тонн. Это позволяет не получать пропуск, так как транспортное средство не попадает под ограничения. Но в таком случае грузоперевозчику понадобится несколько машин, чтобы перевезти тот же объем груза, что также отразится на расходах компании.