Найти тему

"Большая глина" Урса Фишера, или Почему я не согласен с Галкиным и доктором Мясниковым

Скульптор Урс Фишер
Скульптор Урс Фишер

На Болотной площади в Москве появилось нечто "возмутительно прекрасное". И по "старой традиции", как только в России появляется что-то нестандартное, так этим нестандартным непременно начинает кто-нибудь возмущаться. Так было с выставкой работ известного скульптора и ветерана Великой Отечественной войны Вадима Сидура в Манеже, так было с выставками Марата Гельмана в Перми, так было в Третьяковке, где досталось даже знаменитому классику Илье Репину за его картину "Иван Грозный с убиенным сыном".

Теперь взбучку получил швейцарский скульптор, который осмелился выставить нечто "возмутительно прекрасное" в Москве на Болотной. Это нечто "возмутительно прекрасное" почему-то возмутило, как вы думаете, кого? Догадаться не столь сложно, так как об этом написано в заголовке. Впрочем, не только их. Благодаря антипиару от российских звёзд и "слуг народа", возмущенных среди простых обывателей оказалось немало. Ведь они же читают их блоги, как вы сейчас читаете мой.

Этим "возмутительно прекрасным" выступила абстрактная скульптура под названием "Большая глина №4". Автор работы — швейцарский художник Урс Фишер.

Художник Урс Фишер является автором инсталляций, картин и абстрактных скульптур, которые он создаёт при помощи глины, фруктов, воска, стекла, дерева, модного нынче пластика и даже хлеба. Фишер исследует процесс трансформации материала. Многие его арт-объекты недолговечны и саморазрушаются в процессе экспонирования. В общем, как это и положено добротному скульптуру, он интересуется пластикой и структурой. Ничего нового для мирового искусства.

Но только не для некоторых субъектов, которые вместо того, чтобы заниматься своими прямыми обязанностями, занимаются почему-то "выискиванием блох" в искусстве. То есть лезут туда, в чём ни капли не соображают. Лично меня всё это не перестаёт поражать: в стране, где полно нерешённых и довольно серьёзных проблем, "слуги народа" занимаются "запрещением" скульптур. Причем каких? Абстрактных.

Так в Москве руководитель аппарата фракции КПРФ в нижней палате парламента и кандидат в депутаты Госдумы по округу №208 Нина Останина организовала акцию против установки скульптуры современного художника Урса Фишера «Большая глина № 4» на Болотной площади. — сообщает издание znak.com.

Некоторых хлебом не корми, дай чего-нибудь позапрещать.

Но госпожа Останина — молодец, она решила взяться за самую важную проблему в стране: за городскую скульптуру. Других-то ведь проблем в стране нет. Решены проблемы с нехваткой жилья, пенсионным возрастом, низкими зарплатами, низкокачественной медициной, нищетой, коррупцией, фальсификациями, высоким уровнем преступности. Осталось только скульптурами городскими заниматься.

А кроме смеха, ну, я ещё понимаю, это было бы что-то конкретное, невписывающееся в коммунистическую идеологию, но абстракция-то чем ей не угодила? Или у нас в стране всё настолько плохо с абстрактным мышлением? Но, простите, даже наша Вселенная — абстрактна.

Вот интересно, стала бы коммунистка возмущаться несогласованным установлением скульптуры, если бы этой скульптурой был новоустановленный бюст Карла Маркса? Вопрос риторический.

Скульптурой Фишера возмутился и главный врач московской больницы №71 и телеведущий Александр Мясников, который агитировал за поправки в Конституцию и "обнуление". Он "раскритиковал скульптуру швейцарского художника Урса Фишера «Большая глина № 4», установленную на Болотной набережной в Москве". — сообщает издание lenta.ru.

Интересно, какое отношение врач имеет к искусству? Главному врачу не мешало бы вместо личного ПИАРа заниматься медициной, которая деградировала до такой степени, что современные врачи уже не способны диагностировать аппендицит у больного. Но никак не критикой городских скульптур, в которых он очевидно мало что соображает.

Ну, и уж совсем не ожидал я услышать критику в адрес скульптуры от шоумена и мужа главной бабушки российской эстрады Максима Галкина. Ему в скульптуре померещилось... не могу написать, что именно. Цензура.

Касательно чьих-либо ассоциаций, так на то есть хорошая русская народная пословица: "у кого что болит, тому то и мерещится".

Что же касается моего персонального мнения, то лично мне надоели бесконечные памятники вождям и предводителям. У нас в каждом городе по 10 памятников Ленину стоит. Если не Ленину, то Карлу Марксу. Если не Марксу с Лениным, то царям. То есть в царские времена – царским вождям ставили, в советские времена – советским. Вам не кажется, что это походит на какую-то паранойю или дурновкусие? Из века в век одно и то же – веками. Неужели вам интересно лицезреть одно и то же десятилетиями? А тут хоть какое-то разнообразие, абстрактное современное искусство из Швейцарии. Почему нет?

Ведь настоящее искусство должно вызывать эмоции, и эта скульптура уже вызвала эмоции у половины страны. Эмоционируют даже представители культурной и политической элиты, которые сцепились в схватке, пытаясь обосновать друг другу свою «вкусовщину». Что это, как не свидетельство большого искусства Фишера?

Сам же художник Урс Фишер очень удивился такой реакции россиян на свою скульптуру. Фишер отметил, что не пытался создать что-то уродливое или красивое специально. "И это точно не имеет какого-то политического контекста", — сказал он.

Кстати, хорошо было бы съездить, посмотреть скульптуру вживую. Ведь одно дело на картинке, и совсем другое впечатление производит просмотр непосредственный, воочию. Так сказать, чтоб ещё и пощупать можно было. Это же трехмерный, а не двумерный объект. Как думаете, а? Поехали бы?