«Академия» Айзека Азимова — один из самых знаменитых и популярных циклов в истории научной фантастики, вряд ли кто-то станет с этим спорить. Для меня он стал одними из ворот к осознанию того, что фантастика на самом деле - нечто большее, чем просто прикольные оригинальные истории про космические корабли и путешествия во времени. Не только «Академия», конечно, но она — среди нескольких других очень важных для меня (думаю, не только для меня) серий. Поклонников у нее огромное количество, и влияние ее (а в более общем плане — всего мегацикла «Галактическая история») на развитие научной фантастики неоценимо.
Поэтому совершенно неудивительно, что у цикла рано или поздно должны были появиться продолжения. Меня скорее удивляет, что их так мало — несколько рассказов, два романа Дональда Кингсбери, которые из-за разногласий с Azimov Estate остались неофициальными и «Вторая трилогия», написанная «Тремя Б» - Грегори Бенфордом, Грегом Биром и Дэвидом Брином. Истории азимовской вселенной до Академии повезло гораздо больше — там книг написано очень много.
Что касается романов Кингсбери, то тут я склонен согласиться с наследниками Азимова — они хоть неплохи сами по себе, но совершенно выходят за пределы пространства «Галактической истории» в какую-то альтернативную реальность, связанную с оригиналом постольку поскольку. Рассказы — они рассказы и есть, поэтому поговорим о «Второй трилогии». Написана она была не просто с разрешения, а по прямой просьбе Джанет Азимов, обратившейся к Грегори Бенфорду с просьбой написать еще одну книгу об Академии, и после переговоров проект превратился в трилогию с привлечением еще двух фантастов, пишущих в жанре «твердой» нф — Грегори Бира и Дэвида Брина.
«Страхи Академии», Грегори Бенфорд, 1997
«Академия и Хаос», Грег Бир, 1998
«Триумф Академии», Дэвид Брин, 1999
Интересно, что этот проект как-то проскочил совершенно мимо моего внимания, и я узнал о нем только из какого-то мимолетного упоминания в комментариях тут, на Дзене, и, естественно, немедленно ринулсятрилогию искать и читать. Читаю я обычно одновременно несколько книг, и дело с трилогией затянулось (по причинам, о которых я скажу чуть ниже), но, как говорится, не было счастья, да несчастье помогло — в свези с временной нетрудоспособностью после операции на мениске у меня вдруг образовалась куча свободного времени, и я наконец-то трилогию дочитал.
Так вот, о затянувшемся чтении. Конечно, по сравнению с тем же Кингсбери, авторы более-менее придерживались рамок, заданных Азимовым: действие романов происходит в том же, так сказать, сеттинге, что и в оригинальном цикле, и большинство персонажей, включая и главного героя, самого Гэри Селдона, поклонникам давно знакомы. В качестве главного нового фантдопущения, связывающего новую трилогию, авторы взяли «фактор хаоса» (что это такое — раскрывать не стану, меня уже неоднократно ругали за спойлеры в статьях), плюс населили вселенную Академии большим количеством новых персонажей и намного подробнее расширили роли и биографии старых, с новыми мотивациями, головоломными хитросплетениями интриг и неожиданных поворотов сюжета.
Увы, трилогия получилась неровной. Скорее она похожа на склон горы, сначала пологий, но потом все больше и больше набирающий крутизну, по которой катится, постепенно разгоняясь снежный ком сюжета, обрастая все новыми и новыми подробностями, чтобы взорваться в конце яркой развязкой. Именно на первой, «пологой» части, написанной Бенфордом, я и застрял. Честно говоря, мне показалось, что она нужна только для того, чтобы Биру и Брину было на чем строить свои романы. В отличие от книг Азимова, которые (даже более боздние «Прелюдия» и «Путь») читаются на одном дыхании, чтение «Страхов Академии» стало для меня подлинными испытанием, и удержался я только убеждением, что потом все станет понятно.
«Академия и Хаос» Бира оказалась уже динамичнее и читабельнее, однако мне показалось, что она по стилю куда ближе к «Стальным пещерам», своего рода политический детектив на фантастическом сеттинге, куда для вящей внушительности подпущено немного этики и философии
А вот третий роман за авторством Дэвида Брина мне очень понравился. Брину удалось почти невозможное — он сумел выстроить сложный, но вполне логичный и гармоничный сюжет, в котором распутал все, что наплели его предшественники, отсечь все лишнее и надуманное, увязать все с разными источниками оригинальной «галактической истории», довольно изящно вписав между делом и трилогию Макбрайда-Аллена «Калибан» о планете Инферно (одобренную когда-то самим Азимовым), в качестве финальной личного оммажа Азимову закольцевав концовку романа с концовкой последней оригинальной книги цикла об «Академии». При этом Брин не забыл и возможных будущих продолжателях дела «Академии» (литературных, конечно), и оставил парочку сюжетных ходов нарочито открытыми, чтобы тем было на чем основывать свою фантазию…
Одним словом, все хорошо, что хорошо кончается. С моей точки зрения, «Вторая трилогия» скорее удалась, чем провалилась, в первую очередь — благодаря таланту Дэвида Брина работать с многоуровневыми сюжетами (за что я его и люблю, хотя не только за это). Так что будем ждать новых продолжений, и надеяться, что они будут как минимум не хуже этого.