Жизнь, где бы то ни было, в собственной квартире или в доме, без текущих проблем не обходится. И на яхте они тоже есть, но порой специфические, как например периодические замены аккумуляторных батарей. Подходит время и бац! Приехали, дорогой товарищ, батарея "сдохла" А их на яхте, слава богу, пять. Четыре - двойного назначения и одна для запуска генератора. И конечно же, все они в труднодоступных местах. Нет, то есть, для того чтобы подлезть и проверить состояние электролита, это сделать достаточно просто, но вот менять батарею - уже мероприятие посерьёзней. И всё потому, что она безумно тяжеленная. В одиночку вытащить её из специального отсека - ящика и вставить туда потом новую, ну никак, невозможно. Что и говорить, а 76 килограммов - это не шутка...
Мало того, ещё нужно изловчиться к ней пробраться, а это задача, посильная разве что для вора "форточника" - гибкого и способного пролезть в любую щель. В машинном отделении яхты и, особенно, небольшой, места ох, как маловато... Ну а куда деваться? Пыхти и тащи аккумулятор на свет божий. И без помощника не обойтись. Одно утешение, что эта процедура не частая. В среднем батарея служит пять - шесть лет. Правда, за это время цена на неё успевает подскочить долларов на 30 - 40, но выбора нет. Батареи обеспечивают все нужды 12-ти вольтового питания и запуск дизелей. То есть, они и тяговые и стартовые или, как было упомянуто выше, двойного назначения.
В принципе, яхтенный аккумулятор стоит относительно недорого, учитывая его улучшенное качество по сравнению с автомобильным. Оно и немудрено - условия эксплуатации аккумулятора на яхте достаточно тяжёлые. Цена обычной свинцово-кислотной батареи глубокого разряда - $250 и она относительно невелика по сравнению с ценой за такую же, но гелевую или "AGM" За последнюю придётся выложить под тысячу долларов. Правда, проверять периодически уровень электролита в них не нужно, но я предпочитаю сэкономить, тем более, что в условиях прибрежного плавания это вполне обычная практика - использование свинцово-кислотных аккумуляторов. Раз в месяц я обязательно их проверяю и эта процедура уже стала рутинной. Запас дистиллированной воды всегда на борту есть, а статус зарядки батареи показывает выносной дисплей инвертера, расположенный в ходовой рубке. Ну и естественно, вольтметр на электрической панели.
Вообще, инвертер, кроме своего прямого назначения - преобразователя напряжения, защищает аккумулятор и служит источником циклической нагрузки, что немаловажно. Сначала он разряжает батарею, а затем заряжает, а для батареи глубокого разряда это крайне необходимо. То есть, она дольше проживёт и значит, реже придётся выкладывать сумму, пусть и не особо значительную, но ощутимую. На берегу снабжение электропитанием яхты происходит от раздаточной колонки, а на якорной стоянке или стоянке на буе - аккумуляторы и генератор. Но не будешь же всё время его гонять? Да и необходимости в том нет. Водяные помпы, туалеты и освещение работают от батарей, а вскипятить воды для чашки чая или включить телевизор или компьютер вполне можно от инвертера. То есть, необходимость в аккумуляторах есть всегда, не говоря уже о том, что для запуска дизелей нужен хороший источник питания. У меня обычно задействованы все четыре аккумулятора и их подключение к электрической цепи производится с помощью селекторного переключателя их ходовой рубки.
Необходимость иметь на борту аккумуляторные батареи в должном рабочем состоянии трудно переоценить. Практически от них зависит всё! Нормальное функционирование и навигационного оборудования, и бытовых приборов, и запуск двигателей. Безопасность яхты тоже на их совести - трюмные помпы запитаны постоянно. И если в собственной квартире или доме можно отложить какой-нибудь ремонт, то на яхте прокрастинация не просто нежелательна - она может стать фатальной. Море не любит беспечности...