Европа познакомилась с китайским фарфором в конце 13-го века, когда путешественник Марко Поло привез из Китая партию поразившей его тончайшей посуды. С тех пор спрос на китайский фарфор был огромен, но доставка Великим шелковым путем оставалась слишком сложной для завоза какого-то значительного количества «белого золота», как сразу стали называть фарфор.
Открытие Васко да Гамой водного пути в Индию и Китай в обход Африки положило начало более существенным поставкам вожделенного европейскими аристократами фарфора, но только в 17-м веке завоз дорогой посуды стал регулярным и массовым, до ста тысяч штук разных изделий в год. И это все равно раскупалось с ажиотажем, поскольку мода на коллекции китайского фарфора только росла.
Европейцы не раз пытались наладить производство чего-то похожего на фарфор, в чем помогали профессиональные «промышленные шпионы», которые путешествовали в страны Востока, чтобы разузнать его тайны. Чаще всего этим занимались монахи-миссионеры, имевшие совершенно конкретные заказы на информацию: в 16-17 веке сразу несколько таких служителей церкви вели свою деятельность в Китае, сообщая полученные сведения о закрытой для европейцев стране.
Например, португальский миссионер Гашпар де Жезуш в середине 16-го века издал «Трактат о чудесах Китая», где рассказал, что «мягкий белый камень толкут в крошку, заливают водой и размешивают в большом корыте. Белое, сливочное тесто, что получается из смеси, пригодно для самого тонкого фарфора».
Но это не слишком помогло европейцам в создании собственного фарфора по двум причинам. Во-первых, не могли понять состав, во-вторых, не получалось достичь высоких температур для обжига, которые необходимы фарфору для получения им настоящей крепости.
Секретным компонентом китайского фарфора, который очень долго удавалось сохранять в тайне, был глинистый белый минерал каолин (от названия горной гряды Гаолин на юго-востоке Китая, где как раз и добывали лучшие сорта каолина для изготовления фарфора).
Второй компонент, «фарфоровый камень» - это минерал, содержащий кварц и полевой шпат. И каолин и фарфоровый камень сразу после добычи измельчали с помощью водяных мельниц в тончайшую пудру, разводили с водой и формировали «кирпичики», которые должны были по технологии отлежаться длительное время, до десяти лет.
И каолиновые и кварцитовые кирпичики были с виду похожи, поэтому наблюдающим исподтишка европейцам долго не удавалось различить их и понять, что в фарфоровой массе на самом деле два компонента. И если фарфоровый камень удалось распознать (и пытаться делать фарфор из европейского перемолотого кварцита), то с каолином разобрались только во второй половине 18-го века.
А ведь именно каолин придает фарфору нужную крепость, причем его должно быть не менее половины от состава «теста».
Второй секрет китайцев, который тоже долгое время не могли воспроизвести в Европе – специальные печи для обжига. Фарфору требуется температура около 1400 градусов, что было совершенно недостижимым для европейских технологий вплоть до конца 17-го века. А вот в Китае печи, достигающие очень высоких температур, придумали строить чуть ли не три тысячи лет назад, но это тоже было большим секретом, и иностранцев в районы изготовления керамики и фарфора не допускали.
«Драконовы печи», как называли их китайцы, представляли собой длинные тоннели, направленные вверх по склону с уклоном в 15 градусов. В нижней части печи разводили большой огонь, сжигая дерево или уголь, в наклонной трубе создавалась чудовищная тяга, позволявшая достичь больших температур (а обжигали фарфор до трех дней).
Длина такой печи составляла порой до 160 метров, и служили печи всего 2-3 года, после чего их приходилось разбирать, так как после этого срока печь переставала удерживать нужный режим. Длинные печи состояли из нескольких сегментов, в каждом из которых размещали определенный вид посуды. А запекали фарфор в специальных защитных кожухах из шамотной глины, которые защищали от прямого огня и обеспечивали равномерный нагрев фарфоровой заготовки.
Французу-иезуиту 18-го века Франсуа д’Антреколю первому удалось получить доступ в «императорский центр производства фарфора» в городе Цзиндэчжэнь, где в то время функционировало более трех тысяч «драконовых печей». Несмотря на прекрасное знание китайского языка, миссионеру потребовалось много лет и много новообращенных в христианство местных жителей, чтобы получить комплексные сведения о фарфоровом производстве.
Во многих письмах на родину монах максимально подробно описал узнанные им секреты обжига, глазурирования, декорирования фарфоровой посуды. Это все очень помогло европейцам наладить, наконец, в 18-м веке собственное производство очень хорошего фарфора, тем более, что рецепт его ингредиентов был в начале века разработан и испытан саксонским химиком Иоганном Беттгером.
Так конец 18-го века стал закатом китайской императорской фарфоровой отрасли, которая сильно в то время ориентировалась на европейского потребителя. И началась история европейского фарфора, чье изобретение оспаривают между собой Англия и Германия, забывая о вкладе «промышленных шпионов» из Китая.
Еще по теме: