Сегодня какое издание не откроешь, везде обсуждают скульптуру творца из Швейцарии Урса Фишера, в основном в негативном ключе.
Данный арт объект поставили на Болотной набережной перед вновь открывшимся центром современного искусства ГЭС-2 для привлечения внимания к новому городскому культурному пространству.
Честно скажу, я ещё не видела это монументальное искусство, «Большая глина № 4», воочию, только на фото и меня сразу смутило название, если есть № 4, то должны быть №1, №2, №3, а, возможно, и 5, и 6 и т.д., можно наваять целую галерею. Такая богатая фактура, глину можно столько мять, рвать и складывать, а потом делать большие скульптуры и устанавливать их в разных странах, радует, что в Москве это временно.
Это как Всемирный день скульптора, один раз в году, а потом опять трудовые будни, скульпторы мнут глину и делают шедевры, а те, кто открывает новое городское пространство, ищут, как бы ещё удивить москвичей европейским искусством.
Не знаю, лукавит автор этой работы, когда говорит, что не хотел смутить покой москвичей и вызывать такие эмоции. По мнению скульптура, эта работа «олицетворяет первобытный инстинкт», возможность «выражать какие-то чувства». Проще процитировать, я так красиво сказать не смогу, а скульптор не смог также красиво воплотить задуманное, да он и не стремился к красоте:
"Вы знаете, когда родилась моя первая дочь, вот в тот момент я взял ее на руки, и я дал ей мой палец, и она его схватила, хотя родилась только пять минут назад, потому что она хотела за что-то удержаться. Когда мы чувствуем чувство голода, мы держимся за что-то, когда испытываем желание, мы тоже за что-то держимся. Это первобытный инстинкт, выражать какие-то чувства, как мы относимся к этому миру, вот оттуда и истекает моя работа. Это не то, что я хотел создать что-то уродливое или красивое…»
Знаете, я разгадала эту загадочную нумерологию, к 1000-ному номеру из глины, возможно, это будет что-то вразумительное, к примеру, новорожденный младенец на руках у матери, но, судя по национальности автора и его месту проживания (Швейцария), это будет нечто «оно», переделанное посредством медицины, ну, вы меня понимаете.
На общем фоне негатива порадовала «Новая газета», журналистка Анна Наринская увидела в этой инсталляции глубокий философский смысл и красоту. Она склонна присоединиться к Искусствоведу Дмитрию Пиликину, который написал, что все дело в том, что те, кто придумывал новый центр современного искусства ГЭС-2, оказывается «…строили свой центр, чтобы доказать, что Россия — это часть Европы и ничего не случилось. Увы, случилось, и мы все дальше уходим в резервацию за новый железный занавес».
Как всё просто, если не принимаешь европейское искусство и открыто об этом говоришь, значит «уходишь в резервацию». А если стараешься найти глубокий смысл или хотя бы, как Анна, видишь аналогию того, что может сделать природа, то - хорошо, ее цитата, я тоже так красиво не скажу, как журналистка:
«Я, кстати, воспринимаю эту скульптуру не так. Мне кажется, это продутый ветрами и вымытый морем утес. Такие есть — хоть в Крыму, хоть у берегов Сардинии. Это некое напоминание об утерянном нами романтизме и отсылка к истокам. А то камни города уже и не помнят, откуда они взялись».
А мне кажется, что природа это делает более мастерски, тогда встает вопрос зачем делать плохие копии, да ещё ставить их на всеобщее обозрение. У меня ответ простой. Когда не получается, как у великих, тогда надо брать другим, эпатажем, а слова это лукавство.
Но самое приятно для меня то, что эта скульптура поедет дальше, может быть такое искусство заставит наших людей пойти в музеи или открыть в интернете произведения настоящих творцов. Ну, человека же нельзя обмануть, но его можно убедить. Вот и «Новая газета» пытается нас всех убедить, что мы неучи и ничего не понимаем в современном искусстве, а современное искусство становится просто в ряд удовлетворения главных потребностей. Поел, поспал, посмотрел на «очередную глину» и вроде всё путем.
Спасибо, что дочитали до конца статью. Буду благодарна, если Вы подпишетесь на мой канал. Ваши лайки помогают автору канала продолжать публикации. Читайте другие мои статьи.
Цензура на платформе Яндекс Дзен. Моё личное мнение.
Бывшая КВН-щица Татьяна Лазарева в своем обращении на видео канале в феврале 2019 года нелестно отозвалась о соотечественниках.