(книга «Больше, чем тире»)
Вот знаете ли, мои дорогие друзья… Расскажу-ка я вам одну немного весёлую и слегка грустную историю.
И если начинать её с самого начала, то придётся долго рассказывать про те непростые, весьма смутные и нелёгкие лихие времена. Поэтому скажу так – в то интенсивно перестроечное время «интенсивного горбачёвского распада» наш одноклассник женился! Женился он по большой и искренней любви на своей школьной однокласснице, которая по зову сердца приехала за своим возлюбленным в Калининград из российской глубинки. Ну а начало их совместной семейной жизни пришлось как раз на постепенное отмирание Советского Союза на фоне повального дефицита. К тому же в те времена в Калининграде молодой семье было невероятно сложно снять хоть какую-нибудь комнату, не говоря уже о квартире. И всё же мытарства и треволнения молодой курсантской семьи в конце концов были вознаграждены и спустя год с небольшим, благодаря бесконечной паутине знакомств к своему неописуемому счастью Андрея (свою фамилию этот вполне реальный персонаж категорически запретил мне упоминать всуе во всех моих воспоминаниях) вдруг удалось снять квартиру! И не какой-то там клоповый угол или тараканью комнату на выселках, а целую чистенькую и очень уютную однокомнатную квартирку на самом верхнем этаже дома номер 49 по Советскому проспекту.
Представляете в чём состояло это Вселенское счастье? Нет?
Главным преимуществом этой квартирки было то, что она располагалась всего в ста метрах от КПП нашей системы! Это же мечта не только каждого курсанта, но и офицера!
И вот с той поры жизнь у Андрея и его семьи вошла в более спокойное русло, нежели раньше. К тому же эта квартира оказалась снабжённой чужой электропроводкой с этажа ниже. Ну, вероятнее всего при строительстве электромонтёры что-то намудрили, и вот в своей квартире – в самом дальнем углу у самого плинтуса – Андрей обнаружил волшебную розетку с даровым электричеством. Ну, а у семейного курсанта, знаете ли доходы были невеликими. В те времена курсант получал всего 22 рубля в месяц, а за квартиру Андрюхе приходилось выкладывать аж 30 целковых и это без учета оплаты коммуналки... Так что чужое электричество из случайной розетки пришлось как раз в пору. И поэтому, согласно естественной логике и здравому смыслу практически все электроприборы в квартире Андрея теперь запитывались от этой розетки через сложную систему удлинителей, тройников и самодельных разветвителей, собранных его друзьями и товарищами. Только однажды, видать заподозрив что-то неладное в электропроводке, на квартиру Андрея был совершён набег электромонтёров с агрессивными пассатижами и злобными клещами, чтобы всё отключить и обесточить всё к чёртовой бабушке. Электрики долго и сердито ходили по квартире, пугая своим кирзовым топотом жену и маленькую дочку, всё выискивая и допытываясь, где же спрятан тот зловредный источник утечки чужой электроэнергии. Но курсанты – народ хитрый, умный и бескорыстный. И поэтому они так ловко всё устроили и замаскировали, что к своему глубокому разочарованию и недоумению электрикам так ничего и не удалось найти. И ведь самым абсурдным в той ситуации было то, что они же чувствовали своими печёнками, почками и прочим ливером, что истина где-то рядом. Но хитрый и изворотливый коллективный курсантский ум свел на нет все их потуги и попытки (пардон, я повторяюсь).
И вот всё вроде бы ничего, но с рождением маленькой дочки у нашего Андрюхи остро встала новая животрепещущая проблема. Надо снабжать провиантом свою семью. А где его достать в необходимых количествах в условиях не только острого дефицита абсолютно всего в магазинах, но и ещё с учетом фактора обязательного котлового довольствия самого курсанта.
И тут Андрею снова пришлось искать выход из создавшегося положения. И он был найден весьма остроумно. Не секрет, что офицеры и мичмана на флоте получают месячный паёк. А это очень даже хорошее подспорье – паёк в виде натуральных продуктов месячного рациона. А особенно в то время, когда некоторые продукты в магазинах продавались либо по талонам, когда нужно было отстоять огромные и бешеные очереди. Либо нужного ассортимента вообще в магазинах не было. Ибо – эпоха перестроечного дефицита на дворе – дружной поступью натужной вся страна двигалась к капиталистической пропасти. А тут такое спасение. Но вот беда. Паёк-то дается только офицерам и мичманам, а курсанту – не положено, ибо он стоит на полном котловом довольствии, и по уставу обязан кормится три раза в день. Ну, попытка выноса с собой своей порции за стены училища была попросту неосуществимой в принципе. Во-первых, очень неэффективно, а во-вторых весьма унизительно, как ни крути со всех сторон. И поэтому вскоре был вычислен одинокий и холостой молодой офицер, который вместо натурального продпайка получал денежную компенсацию – так называемые «пайковые».
Этому офицеру Андрей платил его пайковые, а тот получал на продскладе паек для Андрея. Все были довольны и радостны. А вот чтобы достать деньги и на квартиру, и на пайковые Андрею, как и многим тогда семейным курсантам, так или иначе приходилось по ночам подрабатывать в различных отраслях разваливающегося народного и местами городского хозяйства. Кто-то работал дворником, кто-то на почте – разносчиком корреспонденции, а кто-то и грузчиком либо в магазине, либо - на товарной станции.
И вот время от времени мы помогали нашему другу донести этот весьма бесценный паёк до дома. Ну а это 20 кг картошки, масло, крупы, сгущенка, рыбные консервы и главное – свежее мясо. Принеся всё это богатство домой, конечно, всё рассовывалось по сусекам и по морозилкам. Спрашиваете, зачем такая интимная подробность? Так ведь именно в ней и заключается вся суть смешной истории, про которую я обещал рассказать вам в самом начале своего повествования.
Как-то раз наш Вовка в очередной раз помог другу донести паек до дома, разложить продукты, разделать мясо и упаковать его в небольшую морозильную камеру скромного холодильника. Впихивали в холодильник и в морозилку полученные продукты очень старательно и предельно осторожно. Ну, вот вроде бы и всё. В благодарность Вовку как всегда накормили до отвала, напоили по самые гланды вкусным чаем, и когда пришло время возвращаться обратно, то к своему искреннему удивлению Вован вдруг обнаружил отсутствие в карманах своей увольняшки. От слов – «полное» и «абсолютное». Поверхностные авральные поиски результата не дали, и Вовчику в тот вечер пришлось возвращаться в родные пенаты посредством перепрыгивания через забор. Там он доложил дежурному по роте о своей невосполнимой утрате. Коллегиально решили всё-таки дождаться утра, ибо сам Андрей пообещал не спать и всю ночь искать заветную картонку.
Но, увы свежее новое утро не смогло принести Вовке добрых вестей и ему пришлось идти на поклон к командиру роты и отдаться в его властные руки. После пары недель персонального казарменного положения в качестве профилактически-штрафных мер, Вовке наконец-то в виде великодушного прощения была пожалована новая картонка с барского плеча коменданта училища. И он такой счастливый наконец-то ушел в город. Но следующим утром его ждала ещё более радостная весть! Нашлась-таки его прежняя увольняшка! И, конечно же - дома у Андрюхи! А где же ещё? И где бы вы подумали? Вот ни за что не догадаетесь!
Её обнаружила супруга Андрея, когда решила сварить супчик для семьи. Вовкина увольняшка была найдена насмерть замороженной вместе с куском ранее разделанного мяса в целлофановом пакете. И все вспомнили, что в тот день именно Вовка помогал Андрею укладывать полученный очередной паёк в холодильник. Но вот как туда попала его увольняшка? Для нас всех это так и осталось загадкой и по сей день. Но за все свои страдания и терпение наш дорогой Вовчик был теперь награждён дополнительной неучтённой увольняшкой. Которую он иногда пускал в ход, когда вдруг по той или иной причине ему не удавалось уходить в город на законных основаниях. А у Андрюхи мы часто собирались и на праздники, и по поводу, и без. И последний наш курсантский Новый год мы тоже встречали несколькими курсантскими семьями у него дома!
Но это уже совсем другая история… ах да, кстати. Я чуть не забыл рассказать красивый финал этой истории – я имею ввиду историю про квартиру квартиру. После нашего лейтенантского выпуска эта квартира перешла от Андрея уже другой курсантской семье, а потом другой и ещё потом… так сказать – по наследству. Так что в той квартире, заряженной искренней дружбой и романтикой наверняка ещё осталась наша добрая курсантская энергетика и до нынешних дней.
Всё это я рассказал на примере только одного курсанта – моего одноклассника, с которым нам потом довелось ещё несколько лет бок о бок послужить на Северном флоте в Североморске, но об этом я расскажу как-нибудь в другой раз... и не раз. Хотя один рассказ про него уже я опубликовывал. Помните? «Шило не только без мыла».
© Алексей Сафронкин 2021
Другие истории из книги «БОЛЬШЕ, ЧЕМ ТИРЕ» Вы найдёте здесь.
Если Вам понравилась история, то не забывайте ставить лайки и делиться ссылкой с друзьями. Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать ещё много интересного.
Описание всех книг канала находится здесь.
Текст в публикации является интеллектуальной собственностью автора (ст.1229 ГК РФ). Любое копирование, перепечатка или размещение в различных соцсетях этого текста разрешены только с личного согласия автора.