Как человек, имеющий прямое отношение к искусству, не могу «пройти мимо» нового памятника швейцарского художника Урса Фишера на Болотной.
Итак…Мнений много, ажиотаж поднялся интригующий! Выскажу свое мнение.
Хоть я и не художественный критик, но отношение к искусству имею прямое, и образование соответствующее.
Хватит вступлений, ближе к теме! Памятник нестандартный, скажем так не классический в понимании большинства. Некая композиция, состоящая из масс, внушительного размера. Для тех, кто считает это кучей «Г» поспешу обратить Ваше внимание, что на массах есть отпечатки пальцев, что должно все же натолкнуть на мысли, что это не «Г», а глина, которую имел ввиду автор. А так же, хочу обратить внимание на задумку автора! Поскольку мне, как и многим, данная композиция напомнила кучу «Г» на первый взгляд, я не смогла в это поверить и начала искать опровержения. Ну не могут в нашем городе установить, извините, кучу Г! Великий народ, столица великой страны –нееееет! Что-то здесь не то! Первое, что я сделала, прочла в чем задумка автора, ведь это главное, и уже потом стала внимательно рассматривать скульпутру.
Искусство таким и должно быть – вызывать споры, ажиотаж, поднимать эмоции наверх из глубины души! На мой взгляд автору это удалось! А кому какие эмоции –это уже дело каждого, сугубо индивидуально!
Лично мне, сама скульптура не нравится, но задумка интересная! Очень даже!
Но ведь не каждый поймет эту задумку. Дело ведь в чем….я не берусь кого-то осуждать, кто я такая, чтобы судить кого-то!?! Я не берусь говорить фразы, что люд необразованный и неотесанный видит Г во всем, даже там, где его нет, и вообще, кто сам Г, тот его вокруг и видит. Это грубо. Грубо возноситься вверх над обычным людом, у которого нет образования, или оно есть, но нет возможности ходить по выставкам и познавать современное искусство. И вообще, грубо ставить себя выше других! Плохо не стремиться развиваться, плохо деградировать, это да. Но нет ничего осудительного в том, чтобы зарабатывать деньги на жизнь своей семье и не иметь возможности не финансовой, ни тупо даже времени на то, чтобы сходить на выставку. И тут многие поднимут вой, мол время всегда можно найти, было бы желание! Да, согласна, время всегда можно найти, но приоритеты не всегда расставлены так, что находится время на посещение выставок. Нет, ни такого государства мы заслуживаем, как говорят некоторые, а так уж складывается, что мы вынуждены работать и зарабатывать себе на жизнь, чаще на выживание, и даже если и есть желание увидеть что-то великое и прекрасное, то оно заканчивается как раз тем, что видят многие в данной композиции! Если человек не стремится к познанию великого и прекрасного, тогда это другая тема, это стагнация, это распад личности. Но если человек хочет, но тупо нет возможности – другая тема. К примеру, входной билет в какой-нибудь из музеев в нашей столице стоит 400-500 руб., а то и больше. Мелочь для тех, кто возвышенно смотрит на искусство, не для тех, кто каждый рубль считает, тем более с ростом цен последнее время.
Вспоминается история из института…Мой сокурсник сваял скульптуру, которая, мягко скажем, ввела в смех даже нас, людей, у которых эпатаж уже воспитывался годами к тому времени в институте, как неотъемлемая часть профессии. Так вот, зная правду сотворения сего шедевра, могу смело писать, что «отлично» ему поставили не за то, что он эпатировал грудой «Г» из глины, а за то, как смело и красноречиво он отстоял идею создания данной композиции! Так есть, так будет, и так было всегда! Великими становятся шедевры, которые несут идею, которые может красноречиво и аргументированно отстоять автор! А не унылое «Г», которое понятно всем и доказано всеми критиками и основами основ.
В этом ваянии есть великая идея автора, идея начала начал, некая масса, которая станет гениальным произведением, то, что побуждает к созиданию! И это великая мысль, великая идея! Но, спущу автора на землю, не каждый готов понять это. Я не о том, что люди у нас тупые и необразованные, нет. Я о том, что из груды металла лишь гений инженер-конструктор видит великую Эйфелевою башню, из груды кирпичей бетона лишь гений-архитектор видит необыкновенной красоты здание, из натянутого на подрамник холста лишь гений-художник видит итог – свой шедевр, идею, которая зародилась у него в сознании! И дело не в том, что кто-то туп, не образован, или недалек, все проще – каждому свое! Архитектор может вдохновится природой, и увидить будущий шедевр, взирая на просторы полей, инженер может вдохновиться пилюлей вышестоящего начальства))) ну и конечно же гениальностью своего ума и т.д. Да, монтер на пути не вдохновится, увидев парящий на ветру осенний листочек, но как мы завоем, если эти профессионалы своего дела не выйдут на свою работу!?! Кажется мы прошли уже тот период, когда все вокруг кричали, что все профессии важны, все профессии нужны!! И что мы будем делать без врачей и медсестер, медиков, в целом. И дай Бог, не будет более следующей волны вируса, и все мы спокойно будем жить дальше! Нет же, кто-то пытается избирательно отсеивать слои общества! Да не нужна эта груда металла обычному монтеру пути или медсестре! Им важнее свои рельсы, инструменты, лекарства, бинты и т.д., чтобы сдать смену и не иметь проблем и люди были живы!
Есть такое понятие «страх белого листа». Это чувство присуще многим деятелям искусства. И это не только на начальном пути, когда ты еще студент, и боишься написать или нарисовать не то и не так. Это боязнь не войти в рамки бюджета, боязнь не уложиться в срок, боязнь не сделать качественно в сжатые сроки….да много еще каких страхов. А тут автор так смело показывает нам начальный этап творчества! С одной стороны, это очень смело, а с другой – для чего показывать всем издержки нашей профессии? Все равно что медсестра выдаст на публику как ей тяжело в ее трудовые будни. К чему я…Поверьте, не всех такое «Великое начало» побуждает к созиданию, кого-то это только пугает. Не все могут сотворить шедевр! Данная скульптура слишком взывает к действию, слишком амбициозна, да просто слишком! Просто слишком по тому, что ставит зрителя на место автора, тем самым являясь провокацией! Она уже создана как провокация! Сразу! Изначально! А мы тут рассуждаем, как же так, такое и на Болотной!
Почему же жителей города не спросили, хотят ли они видеть это произведение искусства? Ладно сейчас, мы уже все обсуждаем, как постфактум. Почему устанавливают то, что не нравится постоянным жителям города? Или это уже не Москва какая-то ?!?
Жители города не обязаны быть ценителями высокого современного искусства. Скажем прямо – не всем оно нравится! Как говорится «разговоры о высоком начинаются с зарплаты от 3 тыс. евро». У всех в Москве имеется соответствие данной цифре?))
Если вдаваться в сравнения, возьмем к примеру Малевича. Бесспорного гения! Его черный квадрат –это спорное до сих пор произведение живописного искусства! Каждый видит то, что сам хочет видеть. Но! Малевич бесспорный гений, он умел классику писать! Не так ли и здесь!? Искусство существует для того, чтобы провоцировать людей на чувства, для того, чтобы достать из потаенных уголков души человека то, что он скрыл и возможно давно похоронил. Искусство созидательно, это его основная задача. Так вот, Малевич, не только черный квадрат написал, он ведь владел кистью и основами композиции в совершенстве! И лишь гений, владеющий мастерством в совершенстве, может позволить себе некий пиар в виде чёрного квадрата или груды неких масс в центре города! Вопрос в другом – нужно ли это людям!??
Еще добавлю.. В свое время мы с мужем ходили в театр на современную постановку «Анна Каренина». По сколько темп жизни у нас в городе безумный, и мы очень заняты работой, честно признаюсь, я не обратила внимание на то, что Каренина будет в музыкальном исполнении, целиком и полностью. Об этом мы узнали уже на спектакле. Ну да и ладно, подумали мы, мы люди образованные, сюжет знаем. А как для меня, так это мое любимое произведение в школьные времена, я Каренину прочла от корочки до корочки. Так вот, сидим мы в пятницу вечером, конец рабочей недели, и наблюдаем постановку : музыка ужасная, скрипка такая, что режет слух, кровь из ушей, а в конце рабочей недели это ну прям очень отвратительно, танцоры не справляются со своими задачами. Насчет танцев тоже могу говорить смело, поскольку занималась танцами все свое детство, и разбираюсь в этом неплохо. Танцоры работали несинхронно, руки кривые, в разные стороны, носочек не тянули, музыку не слышали, хотя я тоже не хотела ее слышать. Но, как воспитанные люди, мы досидели первый акт до конца, подтирая вытекающую из ушей и глаз кровь, дожидаясь антракта, чтобы убежать отсюда подальше. И каково было наше удивление, когда объявили антракт, и три сидящих рядом бабушки, вскочили и начали аплодировать что есть мочи, и кричать : «Браво! Браво!». Мы в тот момент сильно удивились, на сколько эти бабули не разбираются в искусстве! Ни музыка, ни танцы не соответствовали высокому искусству, чтобы аплодировать стоя и кричать Браво!
Подытожив, хочу сказать…Я не берусь судить коллегу за столь провакационную скульптуру, я не берусь судить людей, которые не понимают ее и видят в ней кучу Г. Я скажу так, лично я не ценитель большинства произведений современного искусства, имею полное на это право, ибо оно большей степени уже эпатаж ради эпатажа и денег. Как по мне, так «классические» в понимании большинства, произведения искусства взывают людей к созиданию, к прекрасному настроению, к великим чувствам, а не начальный этап творчества, который понять может только гений данной сферы деятельности, и уж тем более не факт, что призовет к созиданию! Так уж мы устроены, нас лишь конечный результат вдохновляет! Сделать груду глины каждый может, а вот сотворить из нее шедевр не каждый может!
Так вот, мы тот самый народ, великий и могучий, с еще не до конца потерянным из-за ЕГЭ образованием , который может многое, но не всегда готов воспринимать спорное искусство! Мы великая страна, великая нация, и нам березки милей!