Найти тему
Кинописатели

Из-за чего Догилева едва не лишилась волос, а Миронов поссорился с режиссером: факты о «Блондинке за углом»

В 1984 году на советские экраны вышла необычная история любви романтичного астрофизика, временно работающего грузчиком, и хваткой сотрудницы гастронома, умеющей достать практически все. Сегодня фильм невозможно представить без виртуозной игры Татьяны Догилевой и закадровых лирических отступлений Андрея Миронова, но изначально картина планировалась совершенно другой.

Александра Яковлева и Татьяна Догилева. Источник фото для коллажа сервисы Яндекс
Александра Яковлева и Татьяна Догилева. Источник фото для коллажа сервисы Яндекс

На главную роль хотели взять красавицу Александру Яковлеву, а попробовать Татьяну Догилеву режиссеру Владимиру Бортко посоветовал его отец, который был знаком с театральными ролями актрисы. И хотя пробы Догилевой Бортко не впечатлили, она неожиданно для себя получила главную роль. Как позднее вспоминал режиссер, весомым аргументом «за» стал характер актрисы: из претенденток она больше всего походила на предприимчивую дамочку, которая умеет жить.

Но, как только начались съемки, Догилеву стали переманивать в другой проект. В это же время Ян Фрид снимал на Ленфильме оперетту «Вольный ветер». Вместе со сценаристом Михаилом Мишином режиссер долго искал актрису на главную роль, пока Мишин случайно не увидел запись спектакля Догилевой, где она играла сразу 7 ролей. С этой минуты он решил, что в его оперетте сможет сыграть только она.

Самой же Догилевой сценарий оперетты не очень нравился, к тому же она не хотела потерять роль в картине Бортко, поэтому отказывала просителям под разными предлогами. Тем не менее, им удалось ее уговорить, и актриса стала сниматься в двух фильмах сразу. И хотя это было невероятно тяжело, со временем она убедилась, что оба решения были верными: фильм Бортко принес ей известность и любовь зрителей, а картина Фрида – супруга. Спустя некоторое время после съемок Догилева и Мишин поженились.

Главным спасителем картины стал Андрей Миронов, сыгравший романтичного астрофизика, переквалифицировавшегося в грузчики. Дело в том, что фильму не везло с самого начала съемок. На молодого режиссера Владимира Бортко ополчились чиновники Госкино. А причиной стала чрезмерная социальная острота картины, ведь в своей трагикомедии начинающий режиссер решил открыто показать то, о чем в СССР не принято было говорить вслух.

Андрей Миронов. Источник фото для коллажа сервисы Яндекс
Андрей Миронов. Источник фото для коллажа сервисы Яндекс

В итоге именно Миронов стал парламентером съемочной группы. Он вел переговоры с чиновниками, пытаясь сгладить острые углы. Однако даже его статуса народного любимца было недостаточно. Бортко переснимал картину семь раз, но в Госкино были непреклонны: фильм порочит советскую действительность.

Но режиссер не сдался. Завершив съемки в 1982 году, он на протяжении двух лет перемонтировал и переозвучивал отснятый материал. В итоге из картины пришлось вырезать большую часть упоминаний про блат, нужных людей и дефицит, что сократило ее продолжительность почти на треть. Хронометраж не дотягивал и до 60 минут. В таком виде картину нельзя было выпускать в прокат. И вновь спас фильм Андрей Миронов. Образовавшиеся лакуны заполнили лирическими отступлениями с комментариями и песнями в исполнении артиста. Удивительно, но сегодня без них знаменитую комедию просто не представить.

Влюбленные герои Андрея Миронова и Татьяны Догилевой были так непохожи друг на друга: романтик-астрофизик, совершенно не приспособленный к жизни, и хваткая дамочка, у которой все друзья – полезные люди. Однако в реальной жизни все было наоборот. Чтобы Догилева смогла вжиться в роль, Миронов познакомил ее со своими друзьями и ввел в мир ленинградской богемы.

И спустя годы актриса с теплотой вспоминает то время настоящей дружбы и безбашенного веселья. Войдя во вкус жизни на широкую ногу, она даже переехала из гостиницы «Советской» в «Асторию», провести ночь в которой стоило 10 рублей. Госкино выделяло на эти расходы лишь по 4 рубля в сутки, поэтому остальное актриса доплачивала из собственного кармана. Но и этого ей показалось недостаточно. Догилева регулярно заказывала завтраки и ужины в номер и приглашала в гости одноклассников, чтобы показать им, как живет.

Источник фото для коллажа kinopoisk.ru и сервисы Яндекс
Источник фото для коллажа kinopoisk.ru и сервисы Яндекс

Это было приятной стороной подготовки к роли «нужного человека», однако была и обратная сторона. Ради роли темноволосой Догилевой предстояло стать блондинкой. Качественной краски для волос тогда не было, а агрессивное обесцвечивание повредило волосы, которые стали выпадать. К счастью, проблема не приобрела катастрофический характер.

Во время съемок картины о красивой жизни кинематографистов ждало много сюрпризов. По сюжету, у брата главной героини Гены был зеленый крайслер. Его собрали буквально из того, что было под рукой. В итоге машина, под капотом которой были детали, созданные советским автопромом, постоянно глохла. К тому же исполнитель роли Гены – актер Анатолий Сливников – был за рулем первый раз в жизни.

Когда пришел черед снимать сцену в колбасном цехе, выяснилось, что советские гастрономы для этого не подходят: нет нужного изобилия. На помощь пришел мясокомбинат. Киношникам устроили экскурсию по производству, и особенно всех впечатлил кремлевский цех, который поставлял продукцию для членов Политбюро. Молоденькая гримерша даже воскликнула, увидев сосиски, поскольку они были совершенно не того цвета, к которому она привыкла. Девушка озадаченно прошептала, что они какие-то странные. На что услышавший это Миронов сразу парировал: «Это цвет мяса, мадам!»

Анатолий Сливников и крайслер. Источник фото для коллажа сервисы Яндекс
Анатолий Сливников и крайслер. Источник фото для коллажа сервисы Яндекс

Таким балагуром, душой кампании и настоящим рыцарем актеры и запомнили великого артиста. Догилева рассказывала в интервью, что Миронов даже в минуты отчаяния, когда казалось, что фильм никогда не будет снят, стремился поддержать, приободрить и развеселить своих коллег.

Однако один конфликт с участием артиста все же произошел. По одной из версий, это было в момент съемок непростой сцены, когда герой Миронова находился внутри горы лука. В итоге артисту пришлось пробыть там около часа, пока режиссер с оператором выбирали наиболее подходящий ракурс для съемки. К счастью, ссора знаменитого артиста с начинающим режиссером была непродолжительной.

Многострадальный фильм вышел в июне 1984 года и сразу же получил шквал критики в свой адрес. Досталось и за рыхлость повествования, и за смягчение оценок, и за недостаточную остроту. Съемочной группе было очевидно, что причиной этих недостатков было одно – невозможность выпустить фильм в его первоначальной задумке.

Однако зрителям картина очень понравилась, ведь она не только приоткрывала завесу над тем, о чем открыто не говорили, но и в ней снялись прекрасные актеры. Только в первый год ленту посмотрели 25 миллионов человек.

Кадр из фильма. Источник фото для коллажа сервисы Яндекс
Кадр из фильма. Источник фото для коллажа сервисы Яндекс

А вы любите этот фильм? Как считаете, стал бы он лучше без грубого вмешательства чиновников в работу съемочной группы или эти трудности сделали картину только лучше? Пишите в комментариях. Обсудим вместе.

Читайте также:

Зачем Сурикова обманывала Яковлеву на съемках "Человека с бульвара Капуцинов" и другие факты о последнем фильме Миронова