Найти тему
Настя Говорит

Опасные штучки: 3 вещи, напрямую не связанные с работой, за которые могут и уволить

Оглавление

Есть вещи, которые не имеют прямой связи с качеством работы сотрудника: разве кассир банка будет работать лучше только из-за того, что наденет белую рубашку вместо розовой? И тем не менее у работодателя есть право регламентировать почти всё, что связано с работой как в офисе, так и за его пределами.

Социальные сети

Соцсети навсегда захватили нашу жизнь. Многие воспринимают их исключительно как личную территорию, никак не связанную с работой. Но иногда за необдуманные посты или комментарии в соцсетях работодатель может объявить замечание, выговор или даже уволить. Вспомните, например, громкое увольнение SMM-щицы Сбербанка, которая неудачно пошутила в Twitter о том, что если мелом на стене написать «Сбербанк», у стены образуется очередь из 30 пенсионерок. Сбербанку тогда пришлось публично извиняться за шутку и увольнять сотрудника.

Сам по себе Трудовой кодекс не содержит требований или ограничений к поведению работника в соцсетях, но такие требования может содержать Ваш трудовой договор, должностная инструкция или какой-то отдельный документ работодателя – например, компания может утвердить даже целый отдельный регламент о поведении своих работников в соцсетях, а может ограничиться общей фразой в трудовом договоре о том, что работник обязуется не делать публичных высказываний и заявлений, вредящих деловой репутации компании.

Поэтому если Вы хотите поделиться нелестным мнением о компании, руководстве или клиентах публично, то будьте осторожнее в высказываниях, а еще лучше – воздержитесь.

Если не касаться нашумевших увольнений, то вот, например, случай из Самары. Девушка работала медицинским представителем одной известной медицинской компании. На своей странице в Инстаграм она разместила видео, в котором рассказала стишок о своей работе: командировках, доставке промо-образцов до аптек, необходимости беспрестанно общаться с коллегами в соцсетях и стандартах работы компании. Стишок, как Вы понимаете, был совсем не хвалебным, да еще и с использованием нецензурной лексики. Работодатель счёл, что такой поступок работницы наносит вред его деловой репутации, и объявил девушке замечание. Суды полностью его поддержали. (Апелляционное определение Самарского областного суда от 24.09.2019 по делу № 33-11351/2019).

Отдельной группой стоят работники, для которых требования к соблюдению профессиональной этики прямо установлены законом: учителя, воспитатели, судьи, госслужащие, адвокаты, нотариусы, прокуроры – таких профессий не мало. Главное их отличие от «обычных» профессий в том, что для них правила профессиональной этики действуют по умолчанию, вне зависимости от того предусмотрены ли они контрактом или локальными актами работодателя.

Наверное, чаще всего здесь страдают педагоги: новости об их неоднозначных увольнениях за посты или фото в соцсетях то и дело всплывают в прессе. Например, пару лет назад в Омске вынудили уволиться учительницу истории из-за фото в закрытом купальнике. Это увольнение запустило флешмоб «учителя тоже люди» - педагоги по всей России также выставляли в соцсети пляжные фото, отстаивая таким образом свое право на частную жизнь.

А если хотите решение из судебной практики, то пожалуйста. В 2018 году московский учитель истории был уволен из школы за фото на своей странице ВКонтакте: на них он позировал с голым торсом с оружием и спиртным, а еще были изображения с нацисткой символикой. Дирекция школы, а потом и суды сочли этот поступок аморальным и несовместимым со статусом учителя – историка уволили.

Личные дела в интернете

Посещая сайты, не связанные напрямую с Вашими трудовыми обязанностями, Вы рискуете. Как бы банально это ни звучало, но работодатель вправе требовать от нас, чтобы на работе мы работали. При этом даже если Вы успеваете с блеском справляться со своими обязанностями, за посещение сторонних ресурсов работодатель всё равно может наказать.

Это, например, случилось с сотрудницей МФЦ в Сыктывкаре. Девушка просматривала новости, объявления и сидела ВКонтакте. Работодателю это не понравилось, он провёл служебное расследование и объявил девушке выговор. Суд с ним согласился. (Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 17.06.2019 по делу № 33-3692/2019).

А вот москвичу не повезло еще больше. Он работал начальником службы безопасности. Работодатель наложил на него целую серию взысканий: за посещение посторонних сайтов, за скачивание и хранение на рабочем компьютере личных файлов, за распечатку личных документов. От ответственности за посещение сайтов мужчине удалось отбиться в апелляции (работодатель неправильно оформил документы о привлечении к ответственности), но от увольнения это все равно его не спасло – слишком много вышло нарушений трудовой дисциплины (Апелляционное определение Мосгорсуда от 14.03.2019 N 33-8544/2019).

Дресс-код

Если компания официально ввела дресс-код для своих работников, то придётся подчиниться или нести дисциплинарную ответственность. Не так давно Роструд в очередной раз подтвердил, что работодатель имеет право наказывать работников за несоблюдение дресс-кода.

Что интересно, помимо требований к внешнему виду на рабочем месте, работодатель может еще и запретить находиться в униформе за пределами работы. Например, Макдоналдс наказал своего работника за то, что он находился в униформе за пределами ресторана. Такой запрет будет работать только при условии, что работодатель прямо оговорил его в своём внутреннем акте, поэтому лучше внимательно ознакомиться с требованиями к дресс-коду.

Что в итоге?

За любое из нарушений, описанных в настоящей статье работодатель имеет право привлечь работника к ответственности, но здесь есть важная деталь: эти правила обязательно должны быть установлены в официальном документе. Это может быть трудовой договор, должностная инструкция, правила внутреннего распорядка или любой другой локальный акт работодателя, с которым он Вас ознакомил.

Бывают, конечно, и исключения – как в случае с некоторыми профессиями, к которым закон напрямую предъявляет требование о соблюдении профессиональной этики (как учитель из примера) – для них эти требования будут действовать, даже если работодатель нигде о них не упомянул.

И помните, есть только три вида наказаний: замечание, выговор и увольнение. Нет ни одного нарушения, за которое работодатель может Вас оштрафовать. Правда, для работников, чья зарплата состоит из оклада и премии, есть не самые радостные новости: за дисциплинарные взыскания премии можно лишить.

Но есть и хорошая новость: как минимум в половине случаев от наказаний работодателя можно отбиться. Например, по всем случаям, рассмотренным в статье, есть и противоположная практика – когда суд признавал наказание незаконным и взыскивал в пользу работника компенсацию морального вреда. О том, как правильно себя вести, если работодатель привлекает Вас к дисциплинарному взысканию, мы обязательно разберем в следующей статье. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.