Найти тему
Христианство и смысл жизни

О милости и справедливости

Оглавление

«пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы»? (Мф. 9: 13).

Каждый человек имеет свои недостатки, слабости, какие-то склонности к определённым грехам, потому что человек существо слабое, удопопреклонен ко греху, так как страсти поселились в человеке после грехопадения прародителей Адама и Евы. И, наверное, каждый человек хочет, чтобы с ним Господь поступил не по справедливости, а по милости. Наверное, все люди, верующие в Бога, хотят от Него милости и в этой земной жизни, и после перехода в вечность, на Суде Божием. Даже великие святые просили, чтобы Господь поступил с ними не по справедливости, а по милости. Они надеялись не на себя, не на свои дела, а на милость Божию. Вот, как читаем в молитвах святых: «И ве́м, Го́споди, я́ко беззако́ния моя́ превзыдо́ша главу́ мою: но безме́рно есть мно́жество щедро́т Твои́х, и ми́лость неизрече́нна незло́бивыя Твоея́ бла́гости, и несть грех побежда́ющ человеколю́бие Твое́. ... ... Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й и не возда́ждь ми по дело́м мои́м, и не осуди́ мя по дея́ниям мои́м, но обрати́, заступи́, изба́ви ду́шу мою́ от совозраста́ющих ей зол и лю́тых восприя́тий. Спаси́ мя ра́ди ми́лости Твоея́, да иде́же умно́жится грех, преизоби́лует благода́ть Твоя́;» Отрывок из молитвы 4-й Симеона Метафраста из Последования ко Святому Причащению. Даже, Матерь Самого Господа просила Своего Сына, чтобы Он не предал Её в руки бесов после смерти. Потому что святые понимали насколько страшно попасть в руки жестоких бесов, в которых нет любви. На мытарствах душу осуждают в грехах бесы, чтобы погубить её, причём осуждают её в тех грехах, в которые сами её и втянули. Они готовы побивать камнями людей, как фарисеи. Точнее у фарисеев это качество было от бесов, по их научению они так действовали, от сатаны, поэтому Господь и говорит им: «Ваш отец — диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он — лжец и отец лжи.» (Ин. 8: 44).

-2

А милость Божия безгранична. Господь принимает кающихся грешников, каким бы грехом человек не грешил, и прощает их, как блудницу, разбойника, мытаря. Вспомните, как Господь простил женщину, взятую в прелюбодеянии, которую фарисеи хотели побить камнями: «Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив её посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.» (Ин. 8: 3-11). «Но сие́ па́ки вем, я́ко не вели́чество прегреше́ний, ни грехо́в мно́жество превосхо́дит Бо́га моего́ мно́гое долготерпе́ние и человеколю́бие кра́йнее;» Отрывок из молитвы 7-й Симеона Нового Богослова. Никого не отвергает Господь: «И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы»? Ибо Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию.» (Мф. 9: 10-13). Также и заповеди Божии все призывают к любви и милости по отношению к другим людям. «Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его, и свидения Его.» (Псалом 24: 10). Познать Бога, можно только исполняя Его заповеди. «Думаешь ли ты быть царём, потому что заключил себя в кедр? отец твой ел и пил, но производил суд и правду, и потому ему было хорошо. Он разбирал дело бедного и нищего, и потому ему хорошо было. Не это ли значит знать Меня? говорит Господь.» (Иер. 22: 15-16).

-3

Мы хотим милости не только от Бога, но хотим, чтобы и другие люди тоже были к нам добры. Но часто мы при каких-то обстоятельствах сами, желая милости к себе, забываем о милости, когда дело касается другого человека, и сразу вспоминаем о справедливости, при том, это справедливость по нашему мнению. Люди думают, что если человек их обидел, то справедливо будет ответить ему тем же. Или же поступают с человеком по справедливости, когда видят, что он согрешает, сразу начинают осуждать, закидывать камнями, образно выражаясь. Например, некоторые, когда человек обидит их, начинают желать ему ада. Но, наверное, никто не хотел бы попасть в ад, а желать другому человеку ада, это противоречит закону любви, поэтому даже в мыслях надо избегать желать другому ада: «ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.» (Мф. 7: 2). Лучше по милости, простить обидчика и просить о милости у Бога для него и для себя: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5: 44). Или же бывает, что по справедливости, начальники увольняют подчинённых с работы за какой-то проступок, не давая им шанс на исправление. И другие подобные случаи. Но надо всегда помнить, что мы не без греха, и хотим, чтобы Господь по Своей милости простил нам наши грехи, поэтому и нам надо прощать. Вспомните, притчу про немилосердного должника, который по справедливости, казалось бы, поступил, с ближним, который должен был ему сто динариев: «Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: «государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу». Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашёл одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: «отдай мне, что должен». Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: «потерпи на мне, и всё отдам тебе». Но тот не захотел, а пошёл и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.» (Мф. 18: 23-35). Но поступая так, как им кажется справедливо, они могут не найти милости от Бога. «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.» (Иак. 2: 13).

-4

Да и вообще, проявление милости к ближним приближает человека к Богу, так как милосердие – Божественное качество, и если мы хотим приблизиться к Богу и спастись в жизнь вечную, то мы должны быть подобием Бога, в нас должен проявляться Его образ: «совлекшись ветхого человека с делами его, облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его.» (Кол. 3: 9-10). «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» (Псалом 102: 8). Поэтому если мы хотим, чтобы с нами поступали хорошо, и хотим милости от Бога, то и мы должны поступать милостиво с ближними.«Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.» (Мф. 7: 12). «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.» (Мф. 5: 7). Если мы поступаем по милости с другими, то и Господь будет милостив к нам. Если хотим прощения своих грехов от Господа, то надо прощать ближних: «прощайте, и прощены будете;» (Лк. 6: 37), и делать добро людям, помогать нуждающимся. В этом и заключается истинное покаяние, обратиться от злых дел к добрым: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят.» (Исаия 1: 16-20). Одним из главных грехов Содома было, как раз-таки немилосердие его жителей, равнодушие к нищим, к нуждающимся в помощи: «Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей, и дочерей её: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала.» (Иез. 16: 49).

-5

Если хотим, чтобы нам помогал Бог, нужно помогать ближним. Например, кто-то нуждается в помощи, собирает средства на лечение ребёнка, или ещё на какие-нибудь нужды. Если каждый человек решит поступить по милости, и подать хотя бы немного, не пройдёт мимо, то нуждающиеся соберут соответствующую сумму. А если каждый будет искать отговорки, то не соберут. То есть от каждого человека может зависеть судьба нуждающегося в помощи. Это пример, таких примеров можно привести много, но суть в том, что надо поступать по милости к ближним. А на Суде Господь будет судить нас по нашим делам, как мы поступали с ближними: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». (Мф. 25: 34-36). «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». (Мф. 25: 41-43). Милость можно оказать самыми разными способами, не только делами, но и добрым словом, когда нужно, поддержкой, когда это необходимо. Это скорее свойство сердца человеческого: где-то проявить терпение, великодушие, простить обидчика, где-то проявить сострадание, откликнуться на чужую боль, проблему, где-то помочь нищему, смотря по ситуации. «Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.» (Лк. 6: 43-44). Надо уподобляться Господу, и святым Ангелам, которые помогают людям, защищают людей. На мытарствах душу сопровождают Ангелы, которые пытаются оправдать её добрыми делами, покаянием, которое душа приносила в соделанных грехах, поддерживают её, утешают. Ангел, будучи свят, душу пытается оправдать, проявляя к ней любовь и милосердие, а бесы, будучи родоначальниками всех грехов и пороков, душу стараются обвинить, осудить. Ещё при жизни человека на земле Ангелы стремятся защитить душу от греха, а бесы наоборот стараются соблазнить человека на грех. Так вот, прежде чем поступить по справедливости, как мы думаем, хотя на самом деле не знаем, поступаем ли мы по справедливости, потому что «ин суд человеческий, ин суд Божий», тому много примеров, давайте поставим себя на место этого человека. Хотели бы мы, чтобы с нами так поступили? Ведь мы бы хотели милости, поэтому и следует поступать по милости с другими людьми.

-6

«Госпо́дь испыта́ет пра́веднаго и нечести́ваго, любя́й же непра́вду ненави́дит свою́ ду́шу.» (Псалом 10: 5);

«ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех. Творящие милостыни и дела правды будут долгоденствовать. Грешники же суть враги своей жизни.» (Тов. 12: 9-10).

Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Спаси Вас, Господи!