Два пограничных конфликта на советско-китайской границе с разницей в четыре с половиной месяца. На острове Даманском, на Дальнем Востоке и у озера Жаланашколь в Казахстане.
И в том и в другом случае противник наших пограничников был один и тот же. Китай и его Народно – Освободительная армия, НОАК.
- В Китае охрану границы несут специальные армейские части и подразделения.
И причина вооруженных столкновений была одна – территориальные притязания Китая на советскую территорию.
Справедливости ради, стоит отметить, что советская сторона понимала еще до начала вооруженного противостояния, что прохождение Границы согласно Договору между царской Россией и Китаем династии Цинь устарело и неоднократно предлагала Китаю решить вопрос по демаркации границы. В том числе, им предлагалось взять под свою юрисдикцию и остров Даманский.
Но Председателю Мао, закусившему удила, этого было мало. После смерти И.В. Сталина и начавшихся хрущевских реформ и так называемых разоблачений, он возомнил себя единственным правоверным коммунистом во главе государства, а Советский Союз, который освободил Китай от японской оккупации, стал ревизионистом и врагом.
Советский Союз захватил слишком много земель….. Некоторые говорят, что в придачу они хотят отрезать ещё китайские Синьцзян и Хэйлунцзян……У Советского Союза и без того территория уже слишком большая, более 20 миллионов квадратных километров. Население же составляет лишь 200 миллионов……. Более 100 лет назад они отрезали земли к востоку от Байкала, включая и Боли (Хабаровск), и Хайшэньвэй ( Владивосток), и полуостров Камчатка. Этот счёт не погашен, мы ещё не рассчитались с ними по этому счёту. ©
Беседа Мао Цзэдуна 10 июля 1964 года с председателем японской социалистической партии Кодззо Сасаки.
Им не нужен был Даманский как остров или сопка Каменная, как сопка, им нужна была территория Сибири до Байкала, а в Средней Азии – до озера Балхаш. И еще весь Сахалин с Камчаткой.
Вот она, основа, на которой произошли эти два вооруженных конфликта, а до них, между ними и после них - еще серия мелких, по масштабам планеты, стычек, в которых потери несли обе стороны.
Моё мнение в этой статье – это мнение офицера –пограничника, десять с половиной лет прослужившего сначала на горячей границе, а потом на этой же границе, в горячей точке . Многое из того, что происходило там и тогда, перекликается с тем, что происходило в 1969 году.
- И на Даманском и на Жаланашколе тактика действий противника (а по иному я их называть не могу) была одна:
Сначала – невооруженные огнестрельным оружием массовые и не очень выходы на оспариваемую территорию. Митинги, крики, размахивание цитатниками Мао, как истиной в последней инстанции
Одновременно с этим усиливалось количество нарушений границы так называемыми хозбытовиками – рыбаками, пастухами, охотниками.
Естественно, вся эта масса выдворялась обратно нашими пограничниками, без применения оружия.
Потом – выход уже вооруженных военнослужащих, но без стрельбы. Тоже массовые и вперемежку с хунвейбинами.
Особенно ярко это проявилось именно на Дальнем Востоке, на островах Киркинский и Даманский.
И вот тут, на мой взгляд, началась та самая цепь решений Советского руководства, которая привела к дальнейшей эскалации конфликта.
А именно - приказ исключить применение оружия.
По всем международным канонам, пересечение Государственной границы военнослужащими сопредельного государства с оружием считается вооруженным вторжением.
А, согласно тогдашнему «Положению об охране Государственной границы СССР» и последовавшему за ним «Закону СССР о государственной границе СССР», Пограничным войскам вменялось применение оружия без предупреждения «Для отражения вооруженного вторжения на советскую территорию войсковых групп и банд…»
- Именно так – перешел с той стороны с оружием – предупреждать не будут. Хотя –могут,но не обязательно.
А военнослужащие НОАК не просто переходили установленную границу с оружием, они его активно применяли. Правда, сначала в качестве дубинок.
Долгое время на Дальнем Востоке пограничное противостояние сводилось именно к дракам между военнослужащими двух стран.
Совсем так, как сейчас на спорных индо – китайских участках. И советская сторона к этому, если откровенно, привыкла.
Даже БТР, приданные на усиление Первой и Второй заставам на Даманском, были присланы без наводчиков башенных пулеметов, только водители. Этакие бронированные грузовики повышенной проходимости.
Поэтому за гашетками пулеметов на обоих бронетранспортёрах во время боя 2-го марта был один человек – старший лейтенант В.Д. Бубенин.
На Жаланашколе в башнях БТР сидели уже штатные наводчики, урок Даманского был усвоен.
Более того, незадолго до боя 2-го марта начальник службы АТВ (вооружения) Иманского пограничного отряда дал команду выгрузить боекомплект из бронетранспортеров и сдать на склады АТВ застав.
Старшие лейтенанты И. Стрельников и В. Бубенин, прекрасно понимая обстановку, эту команду просто не выполнили. И это дало возможность применить оружие БТР в бою.
В июне 1993 года зам. Коменданта по воспитательной работе капитан Затологин дал команду начальнику 12-ой заставы нашего Отряда Михаилу Майборода убрать боеприпасы из опорного пункта – мол, разворуют.
Мишка был молодой, еще не сильно зубастый начальник заставы и команду выполнил. Хотя Затологин эту команду давать не имел права.
Потом было 13 июля и именно этих боеприпасов парням не хватило.
История повторилась по спирали.....
Продолжение ЗДЕСЬ.
Всем добра
Остальные публикации канала - здесь
- Ваши лайки и комментарии помогут сделать канал лучше и интереснее.