Приветствую дорогих подписчиков!
Был в отпуске и совершенно не было времени публиковаться, теперь надеюсь буду писать чаще.
Сегодня хочу продолжить тему применения пластика в кузовах авто.
7. Renault Espace и Avantime
Годы производства: 1984-2002
Renault Espace, считающийся родоначальником жанра минивэнов, имел весьма прогрессивную конструкцию. Кузов первых трех поколений делали на фирме Matra с использованием аэрокосмических технологий: каркас делали из стали методом штамповки, а сверху навешивали композитные пластиковые панели.
Такую же конструкцию имел и футуристичный вэн-купе Renault Avantime, построенный на платформе Espace III. Отличались только несущие элементы крыши: у Авантайма они были из алюминия и крепились на болты и клей.
Производство Espace 4-го поколения перенесли на завод Renault, а доля пластика в кузове заметно снизилась. Из термопласта делали только огромную заднюю дверь, а передние крылья делали из пластика с «памятью формы» (норил).
8. Pontiac Trans Sport (он жеChevrolet Lumina APV иOldsmobile Silhouette)
Годы производства: 1989-1996
Своеобразный «пластмассовый» ответ французам корпорации GM и попытка отнять рынок у традиционного чемоданоподобного Dodge Caravan. Кузов практически полностью стеклопластиковый, за исключением передних крыльев и бамперов – они полиуретановые. Даже в России 30-летние машины выглядят прекрасно, но металлический пол ржавчина не щадит.
9. Smart
Годы производства: 1998-2007
У Смарта первого поколения кузов хоть и был несущий из стали, но передняя «маска», включающая в себя бампер, крылья и фальшрадиаторную решетку, а также задний бампер и панели дверей были пластиковыми. Причем предполагалось, что время от времени владелец будет менять окрашенные в массе панели на другой цвет в дилерском центре.
10. Urbee Hybrid
Годы производства: 2013
Построенный в единственном экземпляре компанией Korecologic гибрид для участия в эко пробеге. Примечателен тем, что его пластиковый кузов с коэффициентом аэродинамического сопротивления 0,15 целиком отпечатан на 3D принтере.
11. Alfa Romeo 4C
Годы производства: 2013-2021
В Альфе «куаттро чи» все направлено на снижение массы. Ведь в ней стоит смехотворный по спорткаровским меркам мотор объемом 1.7 л.
Основа кузова – углепластиковый монокок массой 65 кг. Наружные панели кузова из прессованного полиэфирного листового материала, крылья и бамперы из полиуретана. Алюминиевыми оставили только рамку лобового стекла и дугу за задними сиденьями на случай опрокидывания. Все это позволило добиться сухой массы в 895 кг. Благодаря этому, даже с не самыми выдающимися 240 л.с. под капотом, трехдверка стреляет до «сотни» за 4.5 с.
Вот только непонятно, что делать в случае аварии, ведь монокок официально не подлежит ремонту.
12. BMW i3 и i8
Годы производства: с 2013
Появившийся в том же 2013 г. электромобиль BMW i3 решал противоположную задачу – нести «зеленые» технологии в массы. Поэтому кузов хоть и тоже состоял во многом из углепластика, но был абсолютно другой конструкции. Силовые элементы не спекают в автоклавах в несущий монокок, а соединяют между собой с помощью 160 м клеевых соединений. Такая технология позволяет ускорить производство и снизить себестоимость. Обратная сторона – недостаточная жесткость. Поэтому у кузова много усилителей из стали и… алюминиевая рама, на 50% состоящая из переработанных пивных банок. Наружные панели кузова изготавливают методом литьевого (инжекционного) формования, как бамперы.
Появившийся годом позже гибридный спорткар i8 унаследовал кузовные технологии от i3. Только цель была иной. Примерно как в случае с Alfa Romeo 4C, небольшой весь был нужен для обеспечения нормальной динамики с тандемом электродвигателя и 1,5-литрового турбомоторчика.
13. Volkswagen XL1
Годы производства: 2013-2015
2013 год был крайне богат на «пластиковые» авто. Вот и еще один сверхэкономичный гибрид. XL1 означает не размер, а Extra Light – очень легкий. Чтобы добиться снаряженной массы в 795 кг пришлось обратиться к спортивным технологиям. В основе кузова углепластиковый монокок весом всего 89 кг, но ценой €30 тыс. Внешние панели из пластика, также армированного семью слоями углеродного волокна. Даже боковые окна сделали из поликарбоната.
На сегодня все! Если что-то забыл, дополняйте в комментариях!
В статье намеренно не приводил советские и российские автомобили, а таких наберется два с лишним десятка. Если будет интересно, сделаю на них отдельный обзор.