ПОЧЕМУ ВАЖНО ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ РУЧКУ ПРИ ПИСЬМЕ?
К сожалению, с каждым годом становится все больше детей, которые не правильно держат ручку или карандаш. Причин в этом много: дети больше времени проводят за просмотром телепередач, в гаджетах, переключая кнопки. Родители, как правило, не придают этому особое значение. И, как следствие, некрасивый почерк, усталость, ошибки. И ладно бы, только некрасивый почерк! Но ведь неправильное держание ручки – одна из причин ошибок, которые допускают дети.
У ребенка, который держит ручку «не так», быстро устает рука, немеют пальцы. Он начинает отвлекаться, отстает, в результате, его внимание ослабевает, оно переключается на желание отдохнуть, и, итог – масса ошибок.
Научить ребенка правильно держать ручку и красиво писать очень важная задача. И начинать нужно сразу же, как только он взял в руки карандаш. Переучивать очень сложно, порой не возможно!
Обратимся к истории. В 1879 году французское гигиеническое общество опубликовало ряд правил по гигиене письма (была и такая!), которые не потеряли свою актуальность и по сей день. Они очень просты:
- Сидеть при письме прямо, не сгибаясь.
- Держать оба локтя таким образом, чтобы они не опирались на стол или, в крайнем случае, опирались на него равномерно.
- Придерживать тетрадь (бумагу) левой рукой, если праворукий.
- Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради.
Да, безусловно, можно писать и в неудобной позе, и ручку держать неправильно, периодически встряхивая немеющую руку и затекшее плечо, но, тогда где уж тут скорость письма, которая так необходима в школе! Поэтому лучше проявить терпение и настойчивость, и изначально приучить ребенка правильно держать ручку. Причем не замечаниями типа «Возьми ручку правильно!», «Сядь правильно!», а постоянной корректировкой позы. Нужно постоянно поправлять ребенка, показывать ему, как правильно.
Итак, чтобы ребенок правильно писал, нужно первым делом обратить внимание на стол и стул. Они должны соответствовать росту ребенка. Стул должен стоять так, чтобы передняя правая его ножка находилась на одной линии с краем стола, а левая была на расстоянии 7-10 см от линии края стола. Ребенок должен сидеть прямо, не сгибаясь, плечи не опускать. Проверьте, на правильном расстоянии от стола сидит ребенок. Между грудью ребенка и столом должно быть расстояние равное ширине ладошки. Ноги должны стоять на полу удобно. Главное, чтобы колени были согнуты под углом 90 градусов, чтобы ноги не висели, или наоборот, колени не поднимались выше стула.
Голова должна быть чуть наклонена вперед. Локти немного выступать за край стола. Пусть ребенок положит на край стола руки – у кончиков пальцев должна лежать тетрадь. В такой позе ребенок будет работоспособен, меньше уставать, соблюдается гигиена зрения и осанки. Освещенность рабочей поверхности также должна быть правильной. У праворукого ребенка свет должен располагаться слева, у леворукого – справа, чтобы не мешала тень.
После того, как ребенок удобно и правильно расположился за столом, начинаем учить его держать правильно ручку. Не нужно сжимать очень сильно карандаш, пальцы должны свободно сгибаться и разгибаться, не прогибая указательный палец. Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху чуть придавливает ее, а большой палец поддерживает ручку с левой стороны.
Теперь остановимся на самой ручке. Как правило, родители при выборе ручек, смотрят на дизайн, а не качество. А ведь для успешного формирования навыка письма важны и форма, и длина, и толщина, и твердость стержня, и даже цвет пасты. Оптимальная длина ручки 15 см., очень короткие и очень длинные ручки лучше не использовать. Стержень лучше выбирать мягкий, чтобы не оказывать лишние усилия при письме. Форма ручки круглая, не плоская.
ПРОСТЫЕ СПОСОБЫ НАУЧИТЬ РЕБЕНКА
ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ РУЧКУ
Самый действенный способ - учить ребенка изначально правильно держать карандаш. Тогда не потребуется его переучивать, придумывать методы исправления.
Самый простой способ – купить специальную насадку на обычную шариковую ручку, или ручку-самоучку.
Еще один способ, без затрат. Пусть ребенок зажмет мизинцем и безымянным пальцем сложенную салфетку или носовой платок. Тогда он автоматически возьмет ручку правильно!