Самый большой город Южной Америки, второй или третий по размерам (в зависимости от методики подсчётов) город мира. По разным оценкам в нём проживает от 14 до 40 миллионов человек. Понятное дело, что в мегаполисах крайне трудно оценить реальную цифру, тем более в таких, где куча фавел, нелегального жилья, бездомных, нелегалов и т.д. Сан-Паулу - город абсолютно современный, старой архитектуры здесь нет практически никакой. И всё же он цепляет своей мощью, многонаселённостью..
В Сан-Паулу мы приехали из соседнего стрёмного мегаполиса - Рио-Де-Жанейро. После инцидента, который с нами произошёл, мы старались проявлять максимально возможную осторожность. И не напрасно, надо сказать. Сан-Паулу считается примерно настолько же опасным, как и Рио. Есть, правда особенности: в Рио фавелы расположены прямо рядом с кварталами и везде. В Сан-Паулу они достаточно удалены от центра, но зато они берут размером. Есть фавела, где живёт 300 тыс. человек, например.
Площадь да Се и одноимённый собор, ключевая точка города.
В первый день мы купили карту и я рядом с собором стал смотреть, куда нам идти. Пока я это делал, Наташа узрела, что на меня пристально смотрят некие типы и показывают в мою сторону пальцем. По её словам, они даже начали нас преследовать, но она на них внимательно смотрела, что они показали ей неприличные жесты и скрылись.
Может паранойя? Вполне может быть. Но определённо, карту лучше не смотреть на виду у всех, чтобы не выдавать свою иногороднюю сущность.
Город представляет собой бесчисленное скопище небоскрёбов. Тысячи их! Если вы любите небоскрёбы - вам сюда!
Каменные джунгли во всей красе
Вид с балкона вписки
Тоже небоскрёб, только недостроенный. Но недостроенный в Бразилии - совершенно не значит, что не жилой. Прямо в центре, рядом с главной площадью.
Пешеходный центр представляет собой обилие улочек с бутиками-магазинами-ресторанами. Как видим, разнообразием архитектурных форм эти места тоже не балуют
Совсем чуть-чуть всё же есть
Квинтэссенцией пафоса и стеклобетона в Сан-Паулу является Авенида Паулиста. Эдакий "Новый Арбат".
Здесь сконцентрировано все самые крутые заведения города.
Однако ж среди стеклянных монстров тут временами попадаются красивые старинные церкви.
Разнообразие тут выразилось лишь в оформлении телефонных будок.
Памятник порванному сапогу
Интересным и важным местом в городе является музей Паулиста. Находится в роскошном дворце постройки XIX века. Расположен далеко от центра, надо ехать на троллейбусе.
Рядом расположен приятный садик с фонтанами
А чуть дальше - монумент независимости Бразилии.
Место знаковое потому, что именно тут эта самая независимость в 1821 году и была провозглашена.
Ещё один приятный парк в котором хорошо скрыться от суеты мегаполиса - Ибирапуэра, на юго-западе города.
В нём есть интересный музей Афробразил, повествующий об истории жизни чернокожего населения в Бразилии. Очень познавательно. Среди всего прочего, попалась в нём вырезка из журнала "Огонёк", рассказ негритянской писательницы, жившей в фавеле в середине XX века. Рекомендую открыть полный размер и почитать полностью, очень сильно написано..
Ещё один впечатливший меня музей - португальского языка, рядом с железнодорожным вокзалом Луз. Интерактивные экспонаты, показывающие всякие этапы развития языка, его бразильского диалекта, отличие от других диалектов.. В общем, кто поедет в Сан-Паулу, всеми руками и ноками рекомендую туда сходить.
Поговорим про наш любимый транспорт. Разумеется, такой гигантский мегаполис не может в принципе обойтись без метро. Коего тут, однако, всего 4 линии.
Метро Сан-Паулу - страшнейшая жесть. Выхино повсюду. В час пик можно пропускать поезда на многих станциях - просто туда нет возможности впихнуться. Видите поручни у поезда - они специально сделаны, чтобы люди на пути не падали и скапливались лишь в местах открывания дверей.
На центральных станциях для облегчения жизни, платформы сделаны в обе стороны. На одну поезд высаживает пассажиров, затем сразу открывает вторые двери и сажает с другой платформы.
Есть линия без машинистов, где поезда водят компьютеры :) На ней пути отделены платформой стеклянной стеной. Такое же я видел в Париже за месяц до этого.
Линия, кстати, принадлежит другой компании
Недостаток метро компенсирует развитая железнодорожная сеть электричек CPTM. По сути - это то же метро, но наземное и идёт в пригороды. Но пересадки между линиями метро и линиями электричек - бесплатные. Лишь пару экспрессов надо оплачивать дополнительно.
Главная ж.д. станция Луз. Бывший вокзал, а сейчас лишь станция для электричек (дальних поездов в Бразилии практически нет). Очень красивое здание с дебаркадером
По толпе на платформе можно оценить то, каким спросом эти электрички пользуются.
Помимо ж.д. транспорта из интересного в Сан-Паулу есть троллейбусы! Это практически единственный город, где они сохранились. Троллейбусная сеть есть также в соседнем Сантусе, но на момент моего появления, троллейбусы там из своих нор так и не выползли. Может бастовали, кто знает.
Нумерация маршрутов у автобусов и троллейбусов в СП какая-то муторная и совсем черезжопная. Помимо популярной в Бразилии четырёхзначной нумерации (которая сама по себе очень "удобна"), к номерам маршрутов добавили ещё двузначные числа. Вот и получаем 2290-10.
Суть в том, что он более сложной нумерации, где в номере маршрута уже обозначены конечные, хотели перейти к более простой. Но народ запутался, перемен не воспринял, и к новым номерам вернули старые. Получилось ещё более запутано... Вот такая она Бразилия.
Автобусов тоже очень много, есть даже гармошки (что для Бразилии редкость), встречаются и тройные иногда. По некоторым направлениям они останавливаются вот у таких терминалов. Поэтому многие машины имеют двери с обеих сторон
Уродские турникеты тут вынуждены ставить в середине салона, а не в начале из-за огромных пассажиропотоков
Ну и на дорожку - про публику, населяющую экономическую столицу Бразилии. Уживаются здесь люди совершенно разных социальных слоёв и уровней от самых богатых, до совсем нищих. Наш вписыватель водил нас в самый известный ресторан (просто посмотреть), расположенный в доме необычной формы, где тусовалась богема города и страны. Весёлые непринуждённые беседы, хорошо одетые дамы и господа, пьющие шампанское, едящие дорогие блюда.. А совсем рядом расположены фавелы, где люди подсчитывают каждый сентаво, чтобы хватило на ботинки детям, на еду и т.д. А ещё дальше - бомжи, у которых нет даже дома в фавеле. Которые спят под эстакадами, под витринами магазинов..
В Сан-Паулу вообще концентрация бомжей максимальная из всего того, что я видел. К вечеру все центральные пешеходные улочки становятся спальнями. Люди расстилают картонки, кто-то добытое где-то одеяла, и спят там, где кто смог устроиться. Часто под навесами магазинов, чтобы дождь не замочил. Некоторые стараются поддерживать себя в приличном виде.
Много наркоманов. Мы ходили в вечернее время по районам, примыкающим к центру в поисках поликлиники для перевязки моей руки. Постоянно вдоль тротуаров сидят стрёмные типы, со стороны которых видны огоньки. Курят какую-то гадость, а что им ещё делать? Наш вписыватель Лукаш, тем не менее, не питал страха, проходя мимо них. А мы бы сами хрен бы туда сунулись в тёмное время суток.
Вот такая страна контрастов - Бразилия.