Нельзя сказать, что в СССР не снимали достаточно длинные телесериалы – можно вспомнить и «Семнадцать мгновений весны», и «Вечный зов», и «Тени исчезают в полдень». Кроме того, на советском телеэкране нередко показывали многосерийные фильмы из стран Восточной Европы.
Так, можно вспомнить 30-серийный детективный сериал производства ЧССР «Тридцать случаев майора Земана», польские сериалы о событиях времен Второй Мировой войны «Четыре танкиста и собака» и «Ставка больше, чем жизнь», детективный сериал с ГДР «Телефон полиции 110», и конечно же, итальянский сериал «Спрут». Однако настоящего представления о «мыльных операх» советский телезритель не имел.
Сериалы на советском телеэкране
Первое представление о «мыльных операх» советский телезритель получил после показа в СССР бразильского телесериала «Рабыня Изаура». Оригинальная версия данной «мыльной оперы» включает в себя сто серий, однако создатели сделали специальный «экспортный вариант» для показа за рубежом.
Сериал так понравился советским телезрителям, что они попросили показать его в повторе. Бразильский сериал отличал мелодраматичный сюжет, что особенно оценили многие телезрители, особенно молодые женщины тех лет.
Причины отказа от «мыльных опер» в СССР
Как известно, кинопроизводство в СССР было полностью сосредоточено в руках государства. Соответственно, чиновники от Госкино считали, что, с одной стороны, кинофильмы должны быть высокохудожественными и идейными, а с другой стороны, снимать слишком длинные сериалы считалось расточительной роскошью.
Безусловно, чиновники от Госкино были в курсе о том, что существуют «мыльные оперы», но, судя по всему, не считали их производство нужным в стране из-за «безыдейности».
Кроме того, учитывая ограниченное количество телеканалов на большей части территории СССР, советские чиновники от Госкино наверняка считали, что показ «мыльных опер» будет отвлекать людей, особенно советских женщин от созидательного труда и активной общественной деятельности.
В настоящее время на постсоветском пространстве снято и продолжает сниматься множество «мыльных опер», поскольку появилось много коммерческих организаций, занятых в производстве телесериалов. Стоит отметить, что в целом их качество очень низкое – возможно, чиновники от Госкино были в чем-то правы.