Говорят, по каким-то непонятным обстоятельствам, то злосчастное первое сентября началось с того, что в Беслане не открылись некоторые детские сады, поэтому на школьной линейке было много малышей. Несколько человек в чёрных масках выскочили из-за поворота, но никто из местных жителей сперва не понял, что это бандиты.
Поднялись в небо воздушные шары, выпущенные в честь начала учебного года, на школьном дворе бесланской школы №1 раздались первые выстрелы, людей стали загонять в здание школы те самые неизвестные в чёрных масках и ещё те, которые подъехали к школе на небольшой машине с кузовом. Некоторым детям удалось сбежать, не дойдя до спортзала. Говорят, именно они первыми подняли тревогу в городе, после чего уже всем стало понятно, что это никакие не учения и вообще не шутки, а настоящая террористическая акция.
Террористы оказались профессионалами: пятеро бандитов в считанные минуты смогли согнать более тысячи испуганных людей в помещение спортивного зала старой школы. Естественно, дети плакали и кричали, не смотря на выстрелы поверх голов и уговоры взрослых замолчать. Тогда один из бандитов убил первого заложника. Убитый мужчина какое-то время лежал на полу на глазах у обезумевших от страха взрослых и детей, а террористы быстро и умело развешивали бомбы на стенах школьного спортзала, будто новогодние праздничные гирлянды. Одна из шахидок сильно нервничала, возможно, осознав, что участвует в теракте с таким большим количеством детей. Впоследствии она всё же не выдержала и со словами «я больше не могу», вышла в коридор и подорвала себя, ранив нескольких заложников.
Потом террористы приказали выйти вперёд мужчин и некоторых взрослых мальчиков… Их отвели в соседний кабинет и расстреляли, выбросив в окно мёртвые тела… В эти мгновенья неожиданно отключился свет, и начался сильный ливень, и одному из мужчин, чудом удалось сбежать, спрыгнув со второго этажа на мёртвые тела, не смотря на то, что где-то на крыше засел террорист-снайпер.
К тому времени первый убитый был вынесен из спортзала, и бандиты приказали одной из заложниц смыть с пола кровь мертвеца.
Теперь случившееся в тот день стало тяжёлым воспоминанием для всех, а тогда ужасная новость ядовитой змеёй ползла по городу, заставляя жителей Беслана собираться возле захваченной школы, которая теперь превратилась в музей скорби.
В утро своего приезда я не решилась зайти в школу, лишь издали осмотрев странное зловещее сооружение в виде полуразрушенных стен с чёрными полосами, оставшимися после пожара, крыши и специальных тентов, защищающих школу от дождей и ветров… Рядом, красовался недостроенный Храм, который, видимо, торопились построить к десятилетию со дня трагедии. Внутри школы виднелись траурные венки, снаружи на прилегающей стене висели плакаты, в том числе и список имён более трёхсот погибших, из них - 186 детей. Перед школой расположилась небольшая площадка и несколько деревянных сидений на цементном полукруге.
Не знаю, что чувствовала бы я, если бы не знала, что именно происходило здесь в начале сентября 2004 года, но в то утро неведомый страх сжал тисками моё сердце. Не знаю, почему, но это был именно страх, а не боль, не скорбь, не сожаление. Удивляюсь, как местные жители позволили сделать эти стены местом поклонения, мне показалось мукой постоянное визуальное напоминание о том, как погибали их родные и знакомые.
Погибали. Некоторые погибали от выстрелов озверевших террористов, некоторые от отсутствия укола спасительного инсулина… «Мы пришли вас убивать», - говорили им звери.
Многие заложники погибли под завалами на заключительном этапе их освобождения, когда школа горела и рушилась на несчастных людей. Одна женщина, зажатая между балками, давала наставления своим детям, протягивая им кошелёк с деньгами, чтобы те, добежав до магазина, не торопились покупать себе много еды: после трёхдневной голодовки организм может не справиться. Женщина, конечно, погибла, а деньги те до сих пор так и лежат в кошельке, не потраченные.
В школу я отправилась на следующий день. Заранее купила несколько бутылочек минеральной воды, чтобы оставить их в разрушенном спортзале, там, где террористы держали заложников.
Вошла. Самыми трудными оказались первые десять минут. Это необъяснимое ощущение оглушающей тишины невозможно описать словами: ты заходишь туда, тебя обдаёт жаром, как будто окутывая невидимой тугой тканью, сковывая и оглушая. Человеку тонко чувствующему, может показаться, что стая ангелов, обжигая своим горячим дыханием, слетела навстречу проверить, кто пришёл на место их последних минут жизни в нашем жестоком, несправедливом мире.
Продолжение следует
#беслан #трагедия в беслане #теракт в беслане #школа
Предисловие и навигатор находятся по ссылке: Беслан. Боль души
Продолжение следует по ссылке: часть 4
Навигатор по каналу находится по ссылке: Навигатор
_________________________________________________