19 августа исполняется 70 лет артисту, пережившему в сентябре прошлого года гибель дочери Софии. Похожее несчастье выпало на долю родителей Владимира Алексеевича: когда ему было два года, умер его старший брат, 17-летний Слава... Смотрите 19 августа в 00.35 в эфире Первого канала документальный фильм «Владимир Конкин. Наказания без вины не бывает!»
1.
«Меня бы не было на свете, если бы был здоров мой старший брат, — рассказывает Владимир Конкин. — Врачи сказали родителям, что, к сожалению, их мальчик уйдет. Слава богу, они были способны родить еще одного ребенка...» Мама родила Владимира, когда ей было 40 лет, — много по меркам 1950-х. Через два года его старшего брата, 8 лет проболевшего полиомиелитом, не стало. Потеряв 17-летнего Славу, мама с удесятеренной силой тряслась над младшим сыном.
2.
После смерти Славы тяжело заболел Володя: после скарлатины у него развился порок сердца. Он трижды «умирал»: в 5, 7 и 9 лет — перенес так называемые сердечные атаки. Полдетства Владимир провел в сердечно-сосудистом детском санатории в подмосковной Малаховке. Родители сдували с него пылинки, и он рос избалованным ребенком.
3.
Мама была категорически против того, чтобы Володя становился актером: с его больным сердцем нельзя постоянно испытывать эмоциональные перегрузки! Поэтому он готовился поступать на исторический факультет.
4.
Окончив театральное училище в родном Саратове, Конкин получил направление в харьковский ТЮЗ. Там его заметил режиссер Николай Мащенко, собиравшийся снимать фильм «Как закалялась сталь». Вначале молодого красавца утвердили на роль Цветаева, антагониста Павки Корчагина, но, отсматривая снятый материал, режиссер понял, что именно Конкин должен играть главную роль. Считая, что цель оправдывает средства, Мащенко сознательно усложнял жизнь актеру. Чтобы глаза Корчагина лихорадочно горели, режиссер велел Конкину есть как можно меньше, и тот порой падал в голодные обмороки. Чтобы он как можно убедительнее выглядел одиноким человеком, режиссер запретил Конкину ездить к жене в Саратов, а ей не разрешал приезжать в Киев на съемки. Но жертвы были не напрасны: за роль Павки Конкин получил премию Ленинского комсомола и в 23 года стал заслуженным артистом УССР.
5.
Конкин женился на четвертом курсе, жена была его ровесницей и дочерью его классной руководительницы. Владимир и Алла даже недолго учились в одном классе, но обратили друг на друга внимание, уже будучи студентами. «Мы несколько лет пребывали в целомудрии, — признавался Конкин. — А на четвертом курсе поняли, что если папа с мамой нам разрешат жениться, мы сделаем это немедленно, потому что терпежа никакого не было». Они прожили вместе почти 40 лет, в 2010 году Алла Львовна умерла от рака...
6.
В 1972 году у Владимира и Аллы родились близнецы Ярослав и Святослав, а в 1988 — дочь София, которой не стало осенью 2020 года... Обожавшая мужа Алла отказалась от карьеры переводчицы и посвятила себя семье. Она прощала Владимира, даже когда он бывал невыносим, когда пил. Даже когда в 2008 году Конкин выстрелил в Ярослава из травматического пистолета. Сын тогда получил гематомы и не стал писать заявление на отца в полицию. От актера отвернулись многие, но жена по-прежнему осталась с ним и объяснила произошедшее глубоким стрессом.
7.
Конкин и сам был на волосок от гибели. На съемках фильма Леонида Быкова «Аты-баты, шли солдаты...» он чуть не умер. В финальной сцене, где его героя Суслина давит гусеницами танк, он снимался без дублера. «Мне, — вспоминает Конкин, — вырыли окопчик поглубже и поставили рядом крохотные флажочки. Объяснили: «Когда танк дойдет до флажков, танкист перестанет тебя видеть. Ты должен сразу соскользнуть в яму, потому что через полторы секунды танк уже будет крутиться там, где ты стоишь». Но увидев перед собой танк, актер впал в ступор. Он в прямом смысле слова не мог пошевелиться. Леонид Быков понял, что случилась беда и толкнул в спину ассистента оператора, находившегося к актеру ближе всех. «Тот, — продолжает Владимир Алексеевич, — в каком-то батмане, в прыжке, достойном ансамбля Моисеева, пнул меня ногой в спину. И я еще не успел долететь до ямы, а танк уже крутился там, где я только стоял. Как он меня не изуродовал?!! Господь меня спас!»
8.
Под танк Конкин ложился сам, а вот «Мурку» и этюд Шопена в фильме «Место встречи изменить нельзя» за него играет дублер. Точнее, дублерша. Актер не помнил мелодии и ему требовались дополнительные репетиции, на которые не было времени, поэтому за него играла музыкальный редактор Галина Бурименко. В кадре — ее загримированные руки.
9.
Роль Владимира Шарапова в картине «Место встречи изменить нельзя» стала главной в карьере Конкина. В роли Глеба Жеглова режиссер Станислав Говорухин с самого начала видел Владимира Высоцкого, а вот Шараповым планировал сделать Николая Губенко. Высоцкий воспротивился: посчитал, что они слишком похожи по типажу. От кандидатуры Конкина братья Аркадий и Георгий Вайнеры, по роману которых снималось кино, сначала пришли в ужас: они считали, что разведчик, 42 раза ходивший за линию фронта, не мог выглядеть как этот артист! Говорухин пошел на хитрость: вызвал на пробы десять других актеров — «пожиже».
10.
Многие коллеги недолюбливали Владимира Алексеевича за резкий, неуживчивый характер. За свою карьеру он сменил 11 театров и больше, чем на пять лет, нигде не задерживался. Да и зависть играла не последнюю роль: Владимир в 23 года стал заслуженным артистом, в 25 лет ездил на собственной «Волге». Часто, выйдя после репетиции или спектакля, он обнаруживал, что все колеса его «Волги» проколоты. Зато зрители, а особенно зрительницы, Конкина обожали с первого фильма.