Маркировка — это присвоение каждому товару идентификационного номера, который нельзя потерять или фальсифицировать. Благодаря цифровому 2D шифру размером 5х5 мм легко проследить путь продукции от завода производителя до конечного потребителя физического лица, который покупает ее в магазине для личного использования.
Национальная единая система маркировки товаров «Честный ЗНАК» была одобрена президентом России В. В. Путиным как главный инструмент в борьбе с фальсифицированной продукцией, который к 2024 году должен защитить от нее все промышленные отрасли России. Согласно Федеральному закону от 31 декабря 2017 г. № 487-ФЗ установлен порядок нанесения цифровых кодов. При отсутствии таковых продукция не допускается к продаже. В случае реализации товаров без цифрового кода производителей и ритейлеров ждет наказание в виде денежных штрафов и лишения свободы до трех лет.
Что такое цифровой код Data Matrix?
Данный код сделан из черных и белых клеток, выстроенных в форме квадрата или прямоугольника. Количество строк и столбцов зависит от хранящейся информации и ограничивается 2335 буквенно-цифровыми символами. Цифровой код Data Matrix является международным стандартом качества ISO / IEC 16022. Через него можно проследить весь путь товара — от производителя до конечного потребителя. Система фиксирует переход продукта на каждом этапе логистической цепочки: от производителя до оптовой базы, от оптовика до ритейлера, от розничного продавца до потребителя, который купил и пользуется товаром.
Data Matrix — важный инструмент для автоматической идентификации и сбора данных. Сканирование этикеток со штрих-кодом с помощью устройства намного быстрее, чем ввод информации в систему вручную. Кроме того, это приводит к меньшему количеству ошибок, потому что машины более надежны в этом плане.
У данного вида кодировки есть несколько преимуществ: он сканируется в любом положении на 360° и обладает большей плотностью, а потому занимает меньше места при хранении большего объема информации. Благодаря своей способности кодировать большое количество символов на площади в несколько миллиметров, Data Matrix занимает меньше места, чем другие штрих-коды. Он идеально подходит для маркировки очень маленьких и круглых товаров. Также его можно отсканировать даже если 30% матрицы испорчено.
Зачем нужна маркировка товара и каковы ее преимущества?
За последние годы российский рынок заполнили некачественные фальсифицированные продукты, которые портят репутацию производителей оригинальных товаров. С одной стороны, финансовые убытки несет производитель, с другой — страдают потребители, так как получают дешевые подделки сомнительного качества. В случае с косметической и фармацевтической группой распространение фальшивых товаров не только бьет по кошельку, но и наносит вред здоровью.
Согласно данным Минпромторга, с 2018 года в России выявлено свыше 6 000 000 товаров-подделок. Отследить откуда они приходят и в какие точки продаж направляются весьма сложно, а потому была создана национальная система маркировки и прослеживания продукции. Маркироваться должны товары массового направления: обувь, одежда, парфюмерия, лекарственные препараты, табачные изделия и многое другое (список постоянно расширяется).
Идентификация товаров цифровым кодом Data Matrix — гарантия подлинности и качества любого продукта, что позволяет уменьшить фальсификацию. Все, что нужно сделать — нанести код на упаковку, а затем внести этот товар в базу данных. Таким образом, национальная система маркировки призвана уберечь россиян от покупки некачественной фальшивой продукции, которая выдает себя за оригинал, а на деле имеет непонятный состав.
Преимущества маркировки товаров для бизнеса:
- Рост выручки за счет освобождения рынка от фальшивой продукции
- Здоровая конкуренция на равных условиях
- Защита репутации бренда благодаря подтверждению качества продукции.
Преимущества маркировки товаров для потребителя:
- Покупка только качественного товара
- Безопасность для здоровья и жизни
- Повышение качества жизни за счет реализации исключительно легальных товаров.
Для примера: около 8% табачных изделий и 10% медицинских препаратов — подделки, 35% товаров легкой промышленности — нелегальные, 20% парфюмерии — фальшивые. С такими показателями существует большой риск купить некачественную продукцию, которую выдают за оригинальную. С другой стороны, бюджет, в который не поступает полный объем налогов, потому что контрабандисты их попросту не платят.
Какие товары необходимо обязательно маркировать
После успешной маркировки меховых изделий с 1 марта 2019 стала обязательной оцифровка табака и сигарет. Маркировка обуви началась с июля 2019, а с января 2020 года в аптеках продаются только медикаменты с цифровыми кодами.
С декабря 2019 года должны иметь цифровой код:
- духи и туалетная вода
- домашний текстиль: комплекты постельного белья, кухонный и столовый текстиль
- фотоаппараты, лампы и вспышки к ним
- автотовары: покрышки и шины
- плащи, пальто, куртки, трикотажные блузы.
Список постоянно расширяется. К 2024 году маркировку пройдут все товары, которые реализовываются на территории РФ.
Маркировка товаров за 5 шагов
- На первом этапе производитель осуществляет идентификацию продукции — наносит на каждую единицу цифровой шифр, содержащий всю информацию о товаре.
- На втором этапе отслеживается путь продукции от завода-производителя до точки продаж.
- При получении партии товара ритейлеру необходимо проверить его оригинальность — для этого он сканирует коды, вносит их в базу и только потом размещает на полках.
- Товар продается на кассе и сразу отмечается в системе как код, который уже вышел из оборота.
- Каждый потребитель может просканировать товарный код через мобильное приложение и проверить подлинность продукции, благодаря чему больше не придется платить как за оригинал, а покупать подделки.
Каждый человек, перед тем как совершить покупку, может просканировать код с помощью мобильного приложения «Честный ЗНАК» и проверить оригинал это или подделка. То же самое может сделать ритейлер перед получением товара от производителя или оптового продавца, что позволит ему избежать больших партий фальшивых или нелегальных продуктов. Каждому человеку доступны данные о продукции: кем и где сделана, сроки годности, как правильно хранить, состав, назначение.
Нужно ли интернет-магазину самостоятельно маркировать товары?
Онлайн продавцы должны маркировать продукцию в следующих случаях:
- Кодировка остатков — это продукция, которую вы не успели реализовать до вступления в силу закона об обязательном маркировании. Все, что лежит на складе без цифровых кодов, должно быть промаркировано за ваш счет.
- Если код поврежден или потерян, но вы этого не заметили и приняли товар.
- Если потребитель возвращает товар с поврежденной кодировкой или и вовсе без нее.
Маркировка товаров — обязанность импортеров и производителей. Онлайн-ритейлеры только продают уже промаркированный товар.
Как продавать маркированный товар в интернет-магазине?
Теперь, когда вы разобрались что такое маркировка товаров, зачем она нужна и кто должен ее делать, давайте посмотрим, как интернет-магазину продавать маркированный товар.
Вот как выглядит продажа маркированных товаров в интернет-магазине:
1. Онлайн-продавец получает товар и проверяет маркировочные коды на упаковках согласно накладной.
2. Ритейлер сканирует каждый код и вносит в базу товаров. В этот момент в ЦРПТ передаются данные, что продукция переместилась от поставщика к онайн-магазин.
3. Онлайн-покупатель оформляет заказ на сайте:
- При безналичной оплате (предоплате) он получает электронный чек без маркировочного кода, потому что еще неизвестно какой из товаров попадет к нему в заказ. Продавец упаковывает заказанный товар, сканирует маркировочный код и добавляет его в чек, который вкладывает в посылку. Таким образом покупатель получает 2 чека: электронный сразу после оплаты заказа и бумажный с посылкой.
- При оплате наличкой при получении покупатель получает бумажный чек с отсканированным кодом. То же самое делает курьер или сотрудник экспресс-доставки.
Сканер для считывания маркировочных кодов подключается к онлайн-кассе. Когда вы сканируете кодировку Data Matrix и выдаете покупателю чек, информация о приобретенном товаре попадает в вашу онлайн-кассу, а уже оттуда в два важных органа — ОФД и ЦРПТ. Там продукт отмечается как проданный и навсегда выводится из оборота. На этом его история заканчивается.
Пошаговая инструкция как подготовить интернет-магазин к продаже маркированных товаров
№1: Регистрация на сайте «Честный знак»
Зайдите на официальный сайт. Выберите раздел «Бизнес» — «Зарегистрироваться в системе». Необходимо ввести товарную категорию, и идентификационный номер налогоплательщика, а также оставить контактные данные: указать e-mail-почту и телефон. На указанный электронный адрес придет инструкция.
№ 2: Оформление электронной подписи
На втором этапе вам необходимо получить электронную подпись в специальном аккредитованном центре. Цена услуги от 2600 рублей. Далее программа с подписью устанавливается на ПК и используется для подписания отчетов и документов.
№3: Обновление онлайн-кассы
Информация о маркировочном коде будет автоматически добавляться в каждый товарный чек. Для этого необходимо обновить кассовый аппарат в центре обслуживания. Если по каким-либо причинам обновление невозможно, вы можете купить онлайн-кассу, поддерживающую работу с маркировочными штрих-кодами.
№4: Покупка 2D-сканера для чтения DataMatrix
Чтобы продавать маркированный товар в интернет-магазине, необходимо его сканировать 2 раза: когда получаете партию от поставщика и когда продаете конечному потребителю. Для этого нужно подключить сканер к кассовому аппарату. При покупке данного гаджета проверьте его совместимость с шnрих-кодом Data Martix.
№ 5: Переход на электронный документооборот
Теперь вся документация будет храниться и передаваться в электронном виде, а потому каждому онлайн-продавцу необходимо подключить систему электронного документооборота, например, ЕКАМ или МойСклад.
Если интернет-магазин — это производитель и продавец в одном лице?
При продаже товарных единиц собственного изготовления вы обязаны самостоятельно промаркировать их. В первую очередь необходимо купить маркировочные 2D шрих-коды. Цена одной цифровой шифровки — 50 копеек без НДС. Затем вы просто клеите шифр Data Matrix на товар или его упаковку, вводите в базу и начинаете реализацию. Ну а далее все проходит по выше упомянутому сценарию: покупатель получает 2 чека — после предоплаты без цифрового шифра и после полной оплаты с получением заказа с кодом.
Также читайте:
• Как сократить возврат товара в интернет-магазин: 10 советов продавцу
• 30 популярных товаров, которые выгодно продавать в 2021 году
• Как увеличить продажи с помощью акции «Купи один, получи второй бесплатно»
Что делать с маркированным товаром, если потребитель его оплатил, но не забрал?
Данная ситуация происходит редко, но все же случается. Например, покупатель сделал 100%-ю предоплату, но по каким-то причинам не забрал заказ в пункте выдачи экспресс-доставки. В этом случае необходимо оформить возврат товара. Вы не выводите его из товарооборота, а пробиваете чек возврата, после чего возвращаете на витрину.
Что будет если интернет-магазин продает немаркированные товары?
С 1 июля 2020 года предприниматели, равнодушные к закону, столкнутся со штрафом. Согласно статье 15.12 КоАП директору компании придется заплатить до 10 000 рублей, а частному предпринимателю или юридическому лицу от 50 до 300 тысяч рублей. Если же вы рискнете продавать продукцию без маркировки на сумму более 1,5 миллионов рублей, прокуратура откроет уголовное дело. В данном случае согласно статье 171.1 УК продавцу грозит лишение свободы до 36 месяцев и штрафные санкции в размере до 300 000 рублей.
Источник: честныйзнак.рф, ecwid.ru, dreamkas.ru, kassa.mts.ru, systema-markirovki.ru