Знали ли вы, что в арабском мире погонщики прокалывали себе уши для улучшения зрения? Пиратам приходилось заслужить право ношения серьги, преодолевая испытания морской стихии. В казачьей семье единственный сын носил серьгу в левом ухе, а последний мужчина в роду – в правом. По серьгам командование определяло, кого забирать в бой. Ну что мы опять о мужчинах! Поговорим про историю сережек?
Традиция прокалывать уши возникла еще в первобытности, где украшением была кость добытого зверя или изделие из глины. Сам прокол мочки был ритуалом инициации. Украшение защищало от злых духов, приносило удачу и берегло от копья соперника. Первые украшения, похожие на каффы, найдены при раскопках могильников на Британских островах. Ученые предполагают, что созданы они в 2300 году до н. э.. На Руси первые серьги появились приблизительно в 4 веке до н. э.
Древний мир
Серьги из золота были признаком статуса и принадлежности к знати, их носили женщины и мужчины. В древности благородство рода шло рука об руку с изяществом и стремлением к совершенству. Это выражалось и в тонкой работе ювелиров Греции и Рима, где в одном украшении мог быть рассказан мифологический сюжет или история сражения. Женщины носили крупные серьги в виде золотых дисков, символизирующих солнце, с мелодично звенящими при движении подвесками.
Серьги с изображением животных и птиц считались талисманами и оберегами от гнева богов. Украшения с жемчугом и драгоценными камнями могли себе позволить только самые богатые семьи. А вот медная серьга в одном ухе в Риме была меткой рабов. Страсть индийских женщин к массивным серьгам и желание через украшения продемонстрировать принадлежность к высшим кастам, вынудили ювелиров прибегнуть к маленькой хитрости. Серьги дополнялись каффами, чтобы украшение не оттягивало мочку уха и не деформировало ее.
Средневековье и Возрождение
Во времена инквизиций Средневековья и религиозных запретов женщины практически перестали прокалывать уши и носить серьги. Церковь осуждала манипуляции с человеческим телом и расценивала прокол как богохульство. Серьги в ушах носили лишь разбойники и воры. В эпоху Возрождения, когда наука и культура вернули себе прежние позиции, украшения вновь встали в один ряд с произведениями искусства.
С открытием восточных морских путей в Европу хлынули торговцы драгоценными металлами и камнями. Мастерство ювелиров вышло на новый уровень. Научились создавать искусственный жемчуг и копии бриллиантов из стекла и кристаллов. Теперь эффектные серьги могли себе позволить и дамы не принадлежащие к знати. Культ роскоши барокко увенчался серьгами «шандельер» (напоминают люстры) и «жирандоль» (напоминают фонтан или подсвечник). Затем, вернувшаяся мода на изящество и воздушность воплотилась в стиле рококо, символом которого стали серьги «бриолез», украшенными тонкими подвесками в виде звезд и капель.
Классицизм
После череды войн и сражений, украшения стали спокойнее и лаконичнее. Роскошь перестала быть доступной даже богачам. Русская и европейская аристократия предпочитала серьги с геммами и камеями. Украшения стали ажурными, в ювелирную моду вернулись изображения растений, цветов и животных. Любопытно, что в Российской Империи во время правления императрицы Елизаветы мужчины снова стали носить серьги . Мода шагнула навстречу коротким парикам, которые не прикрывали уши кавалеров. При Павле I военные носили женские серьги, подаренные им дамами как оберег от шальной пули.
Сегодня табу и запреты словно ушли в прошлое. Гипертрофированные формы и размеры украшений гармонично сосуществуют с культом минимализма и сдержанности. Одни и те же каффы и серьги носят женщины с разным достатком. Серьги со змеями и цветами были актуальны и в Древней Греции и в наши дни. Дух захватывает, как тесно через украшения связаны цивилизации разных эпох.