Найти тему
Николай Тычкин

Куда повёл поляков Иван Сусанин осенью 1612 года?

Впервые в Русской истории имя Ивана Сусанина появилось в указе царя Михаила Фёдоровича от 30 ноября 1619 года. Но и в ХVII и даже до конца ХVIII века мало, кто слышал и знал о нём. Костромской дворянин Николай Сумароков был первым, кто  написал об Иване Сусанине.

А широкую известность Сусанин получил при Николае I, в связи с направлением его  идеологии: православие, самодержавие, народность. В 1834 году Николай I совершил поездку по историческим местам России, в частности он посетил Куликово поле, Смоленск, Тарутино, Малоярославец, а также Кострому.

Во время пребывания царя в Костроме костромские дворяне предложили Николаю I поставить памятник первому царю из династии Романовых, Михаилу Фёдоровичу в Ипатьевском монастыре, откуда тот, 23 февраля 1613 года, был призван на Московское царство.

Николай поддержал начинание и распорядился, чтобы на памятнике царю Михаилу была установлена и скульптура Ивана Сусанина. Кроме того этот памятник царь приказал установить в самом центре города Костромы на Екатеринославской площади, а саму площадь переименовать в Сусанинскую.

С этого времени имя Сусанина в России становится широко известно. В 1851 году на Сусанинской площади в Костроме был открыт памятник царю Михаилу с  коленопреклонённой скульптурой Ивана Сусанина, а на трёх сторонах кубического  пьедестала были помещены сцены подвига Сусанина.

Историк Николай Костомаров первый выразил большие сомнения в факте спасения царя Михаила Романова Иваном Сусаниным, справедливо считая, что в этом деле очень много вымысла. Костомаров утверждал, что подвиг Ивана Сусанина - миф династии Романовых.

Я решил опубликовать своё расследование по главным вопросам: Куда повёл Сусанин поляков и где в это время находились сын Филарета Никитича Романова, Михаил и его мать, инокиня Марфа Ивановна?

В начале необходимо кратко напомнить о тех исторических событиях, которые происходившили в России перед воцарением Михаила Романова… 

После смерти в январе 1598 года царя Федора Ивановича, сына Ивана Грозного,  династия Великого князя Московского Ивана Калиты пресеклась. Патриарх Иов для того, чтобы избрать нового Московского государя, собрал Земский Собор. Из всех Московских князей и бояр самыми вероятными претендентами были двое: правитель государства, шурин покойного царя Федора, Борис Годунов и родной племянник первой жены Ивана Грозного, Анастасии Романовны Юрьевой, старший сын её брата Никиты Романовича, Федор Никитич Романов. Патриарх Иов был на стороне Годунова и Земским  Собором единогласно был выбран на Московское царство Борис Годунов.

В 1601 году Борис Годунов, воспользовавшись доносом о якобы злоумышлениях против него Романовых, отдал всех их под суд: пять братьев были сосланы на дальний север, а старший Федор Никитич с женой Ксенией Ивановной были пострижены в монашество и сосланы в монастыри. После страшного голода 1601 – 1603 годов, в Московской Руси началась самозванческая смута.

Во время войны с первым самозванцем, Лжедмитрием I, Борис Годунов неожиданно умирает, его жена и сын Федор были убиты. В июне 1605 года Москва торжественно встретила «истинного» царя Дмитрия Ивановича. Лжедмитрий I вернул из ссылки Филарета Никитича Романова, поставил митрополитом в Ростове и подарил ему Костромской Ипатьевский монастырь. 

Но Лжедмитрий I царствовал недолго: 17 мая 1606 года он был убит заговорщиками, воцарился главный руководитель заговора, Василий Шуйский. 1 июня 1606 года Василий Шуйский поспешно короновался, а 3 июня из Углича было принесено нетленное тело убиенного царевича Дмитрия (как доказательство факта его смерти), за которым ездил митрополит Ростовский Филарет. Но народ всё равно не верил Шуйскому и за царя его не хотел признавать. Потем пошли слухи, что Дмитрий спасся, и он скоро появился на Южной Украине.

Половина государства перестала повиноваться Шуйскому, а к осени 1606 года в государстве поднялась кровавая смута, в которой принимали участие все слои населения России. Летом 1608 года Лжедмитрий II осадил Москву, установив свой стан в селе Тушино, в 10 километрах от Москвы. Лжедмитрий II взял к себе в Тушино   Ростовского митрополита Филарета, где он был наречён патриархом всея Руси.

В начале 1610 года Первое народное ополчение отогнало Лжедмитрия II от Тушино к Калуге, а в декабре 1610 года Джедммитрий был убит. Часть русских под руководством патриарха Филарета и бояр Салтыковых осталась в Тушино, где они возглавили свой «Тушинский лагерь», не примкнув ни к Лжедмитрию II, ни к Шуйскому.

4 февраля 1610 года Тушинский патриарх Филарет Никитич Романов и бояре Салтыковы обратились к польскому королю Сигизмунду, который в это время осадил Смоленск, с просьбой отдать его сына, королевича Владислава, на Московский престол. Сигизмунд согласился, но этот договор пока силы не имел, так как Василий Шуйский ещё был царём. 17 июля 1610 года Шуйского насильно постригли в монахи и власть перешла к семи боярам.

В августе 1610 года москвичи избрали на Московское царство польского королевича Владислава и целовали ему крест. Чтобы утвердить московский престол за королевичем, из Москвы к Смоленску направилось посольство знатных людей во главе с патриархом Филаретом и князем Василием Голицыным.

Когда посольство прибыло под Смоленск, Сигизмунд вдруг потребовал, чтобы Москва присягнула ему, а не Владиславу. Но эти требования польского короля посольство категорически отвергло, тогда поляки арестовали послов и отправили их в качестве пленников в Польшу.

Главнокомандующий польскими войсками гетман Станислав Жолкевский подошел к Москве  и объявил москвичам о том, что польский королевич Владислав призван боярами на Московское царство. Гетмана Жолкевского и его войско москвичи пустили в Москву и он занял Кремль. Москва присягнула королевичу Владиславу, были даже начеканены серебряные копейки с его именем. Но не все желали, чтобы русским царём был Владислав, а называли своих князей и бояр кто Василия Голицына, а кто Михаила Романова.

В Московском государстве вновь разгорелась междоусобная смута и к осени 1611 года положение в Московском государстве стало отчаянным. Только Второе народное ополчение, которое возглавили земский староста Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, прекратило эту смуту.

22 октября 1612 года народное ополчение взяло приступом у поляков первые укрепления Кремля – Китай город. Находящиеся в Кремлёвской осаде, поляки были уже истощены голодом и доходили до людоедства и 25 октября 1612 года польский полковник Струсь сдал Кремль князю Дмитрию Пожарскому.

Спешивший на помощь "Московским сидельцам", Польский король Сигизмунд опоздал: "Московские сидельцы" Струся сдались князю Пожарскому, поляки, встретив под Москвой дружный отпор ополчения, были вынуждены отступить.

Но Московское царство по-прежнему было разделено на два лагеря: одни поддерживали ранее выбранного на царство польского королевича Владислава. Другие сделали вывод, что надо выбирать царя из своих великих Московских родов и большинство из них склонялось к избранию на царство Михаила Федоровича Романова, имя которого уже называлось в 1610 году.

После взятия Кремля князем Пожарским вместе с пленными поляками 25 октября 1612 года из кремлёвской осады вышли инокиня Марфа Ивановна (жена Фёдора Никитича Романова) с сыном Михаилом. Из Москвы они сразу же направились в отчину Марфы Ивановны, село Домнино по дороге через Троице Сергиев монастырь, Переславль Залесский, Ростов, Ярославль и Кострому. Целью их поездки был Макарьевский Унженский монастырь. Посетив Домнино, инокиня Марфа Ивановна с сыном Михаилом сразу же отправилась на Унжу.

Почему инокиня Марфа Ивановна с сыном Михаилом решила совершить паломничество именно в этот отдалённый монастырь, который находился за 200 вёрст от села Домнино? Всё дело в том, что преподобный Макарий Унжннский у русских считался защитником людей, находящихся в плену. Макарий Унженский сам побывал в плену у Казанского хана Улу Мухаммеда, а когда Улу Мухаммед отпустил из плена Макария с его братией, то Макакий основал на реке Унже свой новый монастырь. Поэтому инокиня Марфа Ивановна с сыном Михаилом и отправилась помолиться у гроба преподобного Макария об освобождении из польского плена Филарета Никитича Романова, отца Михаила.   

7 февраля 1613 года земский собор остановил свой выбор на Михаиле Романове и разослал по всем городам узнать, будет ли люб им царь Михаил. Получив одобрение городов, 23 февраля 1613 года Михаил Федорович был провозглашен царём и ему принесли присягу члены собора и Москва.

В начале царствования Михаилу Фёдоровичу пришлось вести активную борьбу с внутренними и внешними врагами. В стране всё ещё орудовали многочисленные шайки из казаков и поляков, продолжалась и война с польским королём. Король Сигизмунд не признавал Михаила Фёдоровича Московским государём, а считал себя и сына обладателями Московского государства.

В 1617 – 1618 годах польский королевич Владислав даже предпринял большой поход на Москву и осенью 1618 подступил к её стенам. Но, встретив дружный  отпор, был вынужден отступить к Троице - Сергиеву монастырю. Здесь, в деревеньке Деулино между русскими и поляками было заключено перемирие на четырнадцать с половиной лет, при этом русские уступили Польше Смоленск и северские города при условии освобождении из плена митрополита Филарета (Фёдора Никитича Романова).
.
В начале июня 1619 года под Вязьмой Филарета обменяли на польского полковника Струся. 14 июня Москва торжественно встречала Филарета, который через десять дней стал патриархом всея Руси с титулом великого государя. А 24 августа 1619 года Москва провожала царя Михаила и его мать Марфу Ивановну на богомолье в Макарьевский Унженский монастырь. Их путь, как и 7 лет назад проходил через Троицко - Сергиеву лавру, Переславль – Залесский, Ростов, Ярославль и Кострому.

Прибывшие в Кострому 10 сентября, Марфа Ивановна и Михаил, посетили Богоявленский и Ипатьевский монастыри и спустя несколько дней отправились в своё дворцовое село Домнино, вотчину Марфы Ивановны, куда прибыли 17 сентября. На Унжу из Домнино Романовы выехали 20 сентября и 30 сентября прибыли в Унженский монастырь,  где они, по данному ими ещё в 1612 году обещанию, совершили благодарственные молебны у «цельбоносного гроба» преподобного Макария. Проведя в монастыре несколько дней, в начале октября они уехали с Унжи и 2 ноября вернулись в Москву.

А 30 ноября 1619 года царём Михаилом Федоровичем была выдана следующая  жалованная грамота:

«Божьей милостью мы, великий государь, царь и великий князь Михало Федорович, всея Русии самодержец по нашему царскому милосердию, а по совету и прошению матери нашея, государыни великия старицы инокини Марфы Ивановны, пожаловали есма Костромского уезда нашего села Домнина крестьянина Богдашку Собинина за службу к нам и за кровь и за терпение тестя его Ивана Сусанина: как мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Фёдорович всея Русии в прошлом 121 году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди а тестя его Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и его пытали великими непомерными пытками и пытали у него где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь всея Русии были и он Иван ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей не мерные пытки про нас великого государя тем польским и литовским людям где мы в те поры были не сказал, а польские и литовские люди замучили его до смерти. И мы вел государь, царь и великий князь Михайло Фёдорович всея Руси пожаловали его Богдашку за тестя его Ивана Сусанина к нам службу и за кровь в Костромском уезде нашего дворцового села Домнино половину деревни Деревнищ…»

                Дана сия грамота в Москве лета 7128 (1619) ноября в 30 день. 

Какие выводы нужно сделать из жалованной грамоты? То, что во время пребывания в сентябре 1619 года в селе Домнине с великой старицей инокиней Марфой Ивановной встречался крестьянин Богдан Собинин и рассказал ей что произошло в Домнино 7 лет тому назад: в село Домнино в конце 1612 года приходили поляки и  искали Михаила Романова.

Поляки заставили тестя Богдана Собянина, старосту села Домнино, Ивана Сусанина, вести их в то место, где Романовы «в ту пору на Костроме были».   Выражение «на Костроме» имеет в виду не сам город Кострома, а Костромскую землю, Костромские пределы. Иначе получается нелепость - в грамоте записано: Михаил с матерью «были на Костроме», а Иван Сусанин не сказал полякам где они в ту пору (на Костроме) были?

Богдан Собинин рассказал, что поляки пытали Сусанина, чтобы тот сказал, где находились Михаил и его мать, но Сусанин не сказал им. Но, судя по тому  направлению куда Иван Сусанин вёл поляков, то получается, что он их повёл в сторону Унжи. (Сусанин был убит в селе  Исупово, которое расположено у болота по дороге на Унжу).    

С 19 века ведутся споры, кого спас Сусанин: боярского сына Михаила Романова или царя Михаила?

Исходя из жалованной грамоты, имеем следующий факт:
Поздней осенью или в начале зимы 1612 года староста села Домнина (вотчина Марфы Ивановеы), Иван Сусанин привёл поляков в село Исупово, расположенное у огромного болота, где Сусанина поляки пытали и убили.

В связи с этим возникает главный вопрос: где находились Михаил Романов и его мать инокиня Марфа Ивановна в то время, когда поляки убили Ивана Сусанина?

Возможны три варианта ответа на этот вопрос, где могли быть Михаил Романов и его мать:

- В Костроме (в Ипатьевском монастыре).

- В селе Домнино.

- В Макарьево – Унженском монастыре.

Можно утверждать, что Михаила Романова и его матери в Домнино, в то время, когда в Домнино приходили поляки, конечно же не было! В противном случае поляки Михаила и его мать или бы нашли, а если бы Иван Сусанин Романовых предупредил, то они знали бы об этом уже в 1612 году! Но Михаил и его мать о «спасении» их Сусаниным до осени 1619 года ничего не знали!

Когда польский король Сигизмунд со своей армией осенью 1612 года подходил к Москве, но потом был вынужден отступить, то вероятно одному из польских отрядов было поручено найти претендента на Московский престол Михаила Романова. Поляки пришли к Домнино по Вологодской дороге от Ярославля через  Кострому. Будучи у Костромы они могли легко узнать, что Михаила и его матери в Костроме нет (они тайком уехать из Костромы в Домнино никак не могли). Надо иметь ввиду, что ранее (1609 год) часть костромичей активно поддерживала Лжедмитрия и была на стороне поляков. От Костромы поляки направились к селу Домнино, вотчине инокини Марфы Ивановны. 

Следует однозначный вывод: Михаила Романова и его матери ни в Костроме, ни в Ипатьевском монастыре в это время не было. 

Где же тогда мог находиться Михаил Романов с его матерью инокиней Марфой  Ивановной, в то время, когда поляки пришли в Домнино? Следует только один  ответ: в это время они были на богомолье на Унже, в монастыре преподобного Макария.

Что происходило в селе Домнино, когда туда пришли поляки из Костромы? Можно  уверенно предположить (в царской грамоте от 1619 года об этом прямо говорится), что домнинские крестьяне несомненно знали о том, что Романовы отправились на богомолье в Макарьевский монастырь на Унжу и даже могли об этом полякам сказать, но вот провожать их туда категорически отказались: есть  староста Сусанин - он пусть и ведёт! Поляки заставили старосту Ивана Сусанина вести их на Унжу, на что показывает направление движения Сусанина с поляками (Иван Сусанин был убит поляками в селе Исупове, которое расположено около большого Исуповского болота, то есть Иван Сусанин вёл поляков в направлении к Унже).

Но, видимо поляки или заблудились или были напуганы огромным болотом, а так же большим расстоянием до монастыря (200 вёрст!) и распутицей поздней осени. В любом случае польский план захвата Михаила Романова сорвался и поляки в озлоблении убили Сусанина (за что ещё можно было его убивать!). В различных исторических источниках зафиксирована точная дата гибели Сусанина - 27 ноября 1612 года.

Как видно из неоспоримых фактов, это произошло ещё до призвания Михаила Романова на царство. Но Романовы об этом не знали, а узнали лишь 1619 году. Зимой 1612 - 1613 года с Унжи Романовы возвращались в Кострому определённо прямой дорогой через Кадый, Семёновское, Судиславль, не делая крюк для заезда в село Домнино.

В грамоте 1619 года не говорится о конкретном месте гибели Ивана Сусанина, но об этом говорится в повторной грамоте, выданной потомкам Ивана Сусанина императрицей Анной Иоанновной в 1731 году. Грамота Анны Иоанновны от 1731 года ссылается на прошение праправнука Сусанина и в ней написано:

"… во прошлом 7121 году (1612 – 1613) приходил из Москвы из осад на Кострому блаженныя и вечныя достойныя памяти великий государь и великий князь Михайло Федорович с великой государынею инокиней Марфою Ивановною и были в Костромском уезде в дворцовом селе Домнине в которую бытность их величества в селе Домнине приходили польские и литовские люди поимав многих языков пытали и расспрашивали про него великого государя которые языки сказали им, что великий государь имеется в оном селе Домнине и в то время прадед ево оннаго села Домнина крестьянин Иван Сусанин взят оными польскими людьми, а деда их Богдана Сабинина, а своего зятя оной Сусанин отпустил в село Домнино с вестью к великому государю чтобы великий государь шел на Кострому в Ипатский монастырь для того что польские и литовские люди до села Домнино доходят да он польских людей оной прадед его от села Домнина отвёл и про великого государя не сказал и за то в селе Исупове прадеда ево в мелкие части за которое мучение и смерть оного прадеда даны деду Богдану Сабинину государевы жалованные грамоты." 

В своём прошении на имя императрицы праправнук Ивана Сусанина написал такую фантастическую картину, якобы находящийся в Домнино Михаил Романов был предупреждён Иваном Сусаниным и Сусанин даже посоветовал Михаилу скрыться в Ипатьевском монастыре?!  Конечно, слишком густо праправнук перемешал истину с фантастическими легендами об Иване Сусанине ходившими в народе в то время!

Но я не согласен и с несерьёзным отношением к памяти Ивана Сусанина историка Николая Костомарова, который насмехаясь, пытался развенчать у Сусанина ореол мученика принявшего "смерть за царя". Он писал, что Сусанин погиб якобы от рук шайки воришек бродивших в те годы по России. Это очень несерьёзная причина для убийства Сусанина, можно было его просто ограбить, да и грабить то в те годы у бедных крестьян было нечего.

О том, что отряд поляков приходил в село Домнино, знали все жители этого села и о том, с какой целью они приходили: им был нужен Михаил Романов. Поляки заставили крестьянина, старосту села Домнино Ивана Сусанина их вести к Макарьевскому Унженскому монастырю, где в это время находились Михаил Романов со своей матерью. И Ивану Сусанину пришлось их вести и он повёл поляков в сторону Унжи, но этим его вольный или невольный подвиг не умаляется.

Нам ясно одно: Иван Сусанин погиб от рук врагов - поляков, желавших подчинить  Московское царство Польше. Цель моего исследования была: доказать, где находились Михаил Романов и его мать инокиня Марфа Ивановна в то время, когда поляки приходили в село Домнино и когда был убит староста села Домнино Иван Сусанин, и я считаю, что доказал.

На мифе о "спасении" царя Михаила Фёдоровича Иваном Сусаниным нужно поставить жирный крест, Сусанин "спасал" сына Филарета, Михаила Фёдоровича Романова.
Но тем не менее даже солидная "Парламентская газета пишет, что "Сусанин,  костромской крестьянин, совершил свой патриотический подвиг 30 марта 1613 года"?! Ей вторит и Сергей Петухов, вроде бы грамотный обозреватель из РИА Новости, утверждая, что Сусанин погиб в конце марта 1613 года!?

Всем известно, что Михаил Фёдорович Романов в начале марта 1613 года был уже  в Москве,а 14 марта принял Московское царство! Газетчики и разные там обозреватели должны быть подкованными, грамотными людьми, но получается, что они или плохо знают нашу Русскую историю или стараются запустить "дурочку".

© Copyright: Николай Петрович Павлов -Тычкин, 2021
Свидетельство о публикации №221022501926