Бойкот – всем хорошо знакомая вещь. Очень многие люди слышали от своего партнера, а иногда и от других близких слова: «Я с тобой не разговариваю!» А иногда и не слышали – бойкот начинался без предупреждения.
Игра «в молчанку» — это манипуляция, при которой один человек нарочно лишает второго общения с ним. Причем, второй далеко не всегда в курсе, по какой причине это произошло.
Бойкот принципиально отличается от того случая, когда человек уже говорил, что, например, не хочет общаться вовсе, и давал понять сие другими недвусмысленными способами. Здесь просто выбор другого, который надо принять и отстать от того, кто общения не желает. Настоящий бойкот подразумевает, что человек будет продолжать отношения и дальше. Но на своих условиях. Которые он утвердит этим самым бойкотом.
В сущности, такая манипуляция – настоящее издевательство над партнером. Стоит только вдуматься – человек специально мучает того, кто, по идее, ему дорог, играя в обиду, не объясняя ее причин, не соглашаясь на переговоры. Наказывает за неугодное поведение. Рассчитывает пробудить чувство вины. И в конце концов, оказывается в выигрышной позиции, когда бойкотируемый уже не может выносить происходящее.
Это настоящее психологическое насилие.
Большинству людей крайне тяжело перенести игнорирование, и они стремятся прекратить его как можно скорее. Что только добавляет удовлетворения агрессору.
Что делать?
Объяснять, что на таких условиях общаться никто не будет. Если у партнера есть претензии, недовольство, обиды – обсуждать их человеческим языком и приходить к консенсусу.
Если что-то обсуждать тяжело (так тоже бывает), человек не может, не хочет разговаривать, ему нужно время на переваривание своих эмоций – договориться, чтобы он сказал об этом. («Сейчас я не готов это обсуждать, поговорим через пару дней.») То есть, чтобы он объяснил, что нужна пауза. Тогда второй будет хотя бы понимать, что происходит.
Если человек разговаривать не учится и продолжает радостно играть «в молчанку», стоит подумать – зачем вообще такой человек рядом.
Самый сложный случай – когда бойкот устраивают родители несовершеннолетним детям. Здесь взрослые должны понимать, какую ответственность они несут за тех, кто от них зависим. Выносить подобные вещи дети просто не могут. Это ломает их психику и выбивает почву у них из-под ног не только в данный момент, но и в далекой перспективе. И, разумеется, не стоит рассчитывать на то, что они когда-нибудь об этом забудут.
Во всех остальных случаях, где замешаны взрослые люди, жертвы бойкота в состоянии разрешить проблему, просто не позволяя так с собой обращаться. Ответственность – ключ ко всему. И если бойкот повторяется вновь и вновь, стоит задуматься: «А что я делаю, чтобы это снова происходило?» И это не всегда поиск вины, а порой – трезвый взгляд на себя («Почему я позволяю это с собой проворачивать?») и на своего партнера («Являются ли манипуляции его привычным способом взаимодействия?»).
Из абьюзивных отношений, в которых бойкот цветет пышным цветом, надо бежать. Как? Это тема для другой статьи.
Мучить других людей – это фу-фу-фу. Но и позволять другим людям мучить себя – тоже фу-фу-фу.