Найти в Дзене
Не хлебом единым

Преображение Господне. Узревшие Бога лицом к лицу.

С Преображением Господним, дорогие друзья! 19 августа Церковь отмечает событие, познать которое по-настоящему мы сподобимся, даст Бог, лишь в жизни будущего века. Но на свете было пять человек, которые пережили это чудо на земле и узрели Бога лицом к лицу. О них сегодня и речь.

Преображение Господне, русская икона, xv в. Фото из интернета
Преображение Господне, русская икона, xv в. Фото из интернета

Преображение Господне это, в первую очередь, конечно, главное свидетельство жизни вечной и будущего Воскресения. Явление Моисея и Илии живых и беседующих со Христом, обличает протестантов, которые отрицают загробную жизнь до Всеобщего Суда.

Моисей - вождь народа израильского, человек, которого Господь называет Своим другом, абсолютный авторитет веры для евреев встречается с Иисусом на Фаворе и представляет мир усопших, обитателей шеола, ада.

Илия - великий пророк и ревнитель веры, девственник, будущий Предтеча Второго пришествия представляет горний мир ангелов, ведь он живым был взят на небо. Также Илия первый в истории человек, воскресивший мёртвого.

Моисей и Илия - свидетели Преображения Христова и своего личного преображения.

Моисей после 40-дневного поста, который держал ради достойного получения Закона, сподобился видеть Бога на горе Синай. Однако, видение это было прикровенным:

" Лица Моего не можно тебе видеть, потому что не может человек увидеть лица Моего и остаться в живых" (Исх. 33:20).

Явление Бога Моисею. Современная живопись. Фото из интернета
Явление Бога Моисею. Современная живопись. Фото из интернета

Преподобный Ефрем Сирин объясняет, что не вид Бога убивает,нет, Господь - это источник жизни, но познание Бога невозможно, человек не может вместить Его в себя, потому что не имеет жизни в себе, но полностью зависит от Бога.

" Задняя Моя узриши" - пообещал Господь Моисею. Что это значит?

" Бог не показал бы Себя Своему служителю, если бы видимое было таково, что могло бы успокоить вожделение взирающего. В том и состоит истинное видение Бога, что у взирающего на Него никогда не прекращается это вожделение ( прп. Ефрем Сирин).

Бог ставит Моисея в расселине горы Синай и как бы проходит над нею. Подобное произошло и с Илией. Илия жил во времена крайнего развращения народа израильского. В минуты отчаяния он думал, что остался единственным верующим на земле, но Господь открыл ему, что ещё 7000 мужей не преклонили колена пред Ваалом. Бог явился ему на горе Хорив, и явление это было особенным, как бы предвосхищающим Богоявление Нового Завета.

" и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетресение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра... и тамо Господь" (3 ЦАР. 19:11-13).

Илия сподобляется познать Бога Духа, Который скоро придет как Утешитель.

По сравнению с Моисеем и Илией Петр, Иаков и Иоанн кажутся духовными младенцами. Им ещё только предстоит пройти свой путь. И среди апостолов они во всем будут первыми: Петр в вере, Иоанн в любви, а Иаков в мученичестве. Петр будет подобен Моисею - первоверховный апостол, который от лица 12 исповедует Христа Сыном Божиим. Иаков и Иоанн будут ревнителями веры, но иного толка, нежели Илия в Ветхом Завете. Когда братья попросили Христа, чтобы сошел огонь с неба и истребил не ходящих с апостолами, но исцеляющих именем Его, Он ответил :

" не знаете, какого вы духа, ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать"( Ин. 9:55-56).

Гора Фавор. Над ней чудесное облако, которое всегда появляется на праздник Преображения. Фото из интернета
Гора Фавор. Над ней чудесное облако, которое всегда появляется на праздник Преображения. Фото из интернета

Итак, на Фаворе в лучах преобразившегося Христа явилась полнота Церкви земной и небесной. Как обещал Господь:

" есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти как уже увидят Царство Божие, пришедшее в силе" ( Мы.16:28).

Этими " некоторыми" стали Петр, Иаков и Иоанн. Им была приоткрыта слава Божества Христа, Которого до этого они знали лишь как пророка и проповедника. Моисей же и Илия, как бы приглашенные на божественную беседу, увидели воплотившимся Того, Которого при жизни познали лишь в видениях. Для апостолов Преображение должно было стать событием, укрепляющим веру, для Моисея и Илии оно стало наградой.

" На горе преобразился еси. И якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже видеша. Да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят яко Ты еси воистину Отчее сияние" -

поет Церковь в этот день. Преобразившийся Христос может явить Себя каждому из нас, но вот вместить Его в сердце - это зависит только от человека.

Благодарю за внимание, прошу лайк и репост!