Найти тему
ЯМадама

«Шифр»: отважные тоже плачут

Оглавление

В преддверии грядущего телесезона Первый канал анонсировал множество новых сериалов, пообещав зрителям: Все это вы увидите на Первом совершенно бесплатно.

Случалось нам видеть сериалы, за которые могли бы и приплатить.

Но сейчас, чтобы вернуть зрителей к экранам, Первый решил повторить один из самых успешных сериалов – «Шифр»

Источник: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/126846/foto/i16/838055/
Источник: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/126846/foto/i16/838055/

Здравствуйте!

Успех сериала "Шифр", которые впервые показали два года назад, нельзя полностью считать заслугой его создателей. Это - калька с британского сериала "Bletchley Circle, The".

Оригинальный вариант я не видела (хотя многие советуют), а наш вышел очень даже симпатичным. Изначально название фильма было немного другим - "Шифровальщицы". В центре сюжета - четыре очаровательные женщины, которые в военные годы служили в спецгруппе ГРУ при Генштабе. А теперь, в 1956 году, используют свои недюжинные аналитические способности и редкие таланты для раскрытия пpecтyплeний.

При первом просмотре моё внимание было сосредоточено на детективной сюжетной линии. А сейчас, пересматривая сериал, обратила внимание на образы героинь.

Все они во время Великой Отечественной вoйны находились на ответственной работе - перехватывали немецкие сообщения, раскрывали вражеские шифры и разрабатывали коды для советских войск. Каждая носила офицерское звание, причём достаточно высокое. Это были сильные, волевые женщины, повзрослевшие раньше времени, повидавшие много такого, что хотелось бы забыть.

После Победы прошло 11 лет - и они постарались забыть суровые времена. И при этом, похоже, забыли самих себя.

Катерина Свиридова (Елена Панова)

Елена Панова в роли Катерины Свиридовой. Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/126846/foto/i7/957607/
Елена Панова в роли Катерины Свиридовой. Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/126846/foto/i7/957607/

Свободное владение несколькими иностранными языками, умение анализировать любые тексты и способность сохранять самообладание в любой ситуации помогли Катерине дослужиться до подполковника разведки, а умение организовать работу коллектива в любых условиях и лидерские качества - стать руководителем эффективной группы.

Катерина была peпрeccиpoвана, но не сломалась во время зaключeния, добилась реабилитации и права вернуться в столицу. Теперь она трудится на скромной должности библиотекаря, пытаясь восстановить связи с дочерью-подростком.

Ирина Зимина (Марьяна Спивак)

Марьяна Спивак в роли Ирины Зиминой. Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/126846/foto/i4/956982/
Марьяна Спивак в роли Ирины Зиминой. Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/126846/foto/i4/956982/

Блестящие математические способности, владение логическим анализом и навыками моделирования ситуаций не мешают Ирине оставаться женственной. Она - очень зрелая личность, спокойная и мудрая. Став женой чиновника высокого уровня, Ирина построила образцово-показательную советскую семью - не знающий бытовых забот муж, развитые и воспитанные дети, идеально организованный быт.

Талантливый математик работает школьным учителем и пытается убедить себя в том, что довольна своей жизнью и не скучает по сложным задачам и oпacным приключениям

Софья Теплицкая (Яна Осипова)

Актрису зовут Яна Дюбуи, но в титрах её указывают как Яну Осипову. Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/126846/foto/i15/838052/
Актрису зовут Яна Дюбуи, но в титрах её указывают как Яну Осипову. Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/126846/foto/i15/838052/

Девочка из интеллигентной eвpeйcкoй семьи осталась cиpoтoй в первые годы вoйны. Обладательница уникальной памяти - всё, что Соня увидела или услышала, она способна воспроизвести в мельчайших деталях даже спустя годы. Её таланты и образование в мирной жизни почти не пригодились - Соня довольствуется скромной ролью машинистки и отчаянно боится одиночества.

Анна Дорофеева (Екатерина Вилкова)

Екатерина Вилкова в роли Анны Дорофеевой. Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/126846/foto/i16/838056/
Екатерина Вилкова в роли Анны Дорофеевой. Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/126846/foto/i16/838056/

Профессиональный радист-шифровальщик обладает способностью мгновенно оценить ситуацию. Женское обаяние в сочетании с холодным умом наделяют Анну талантом располагать к себе собеседников. Она легко манипулирует мужчинами, добывая необходимую информацию. При этом Анна верна и бесстрашна. Она любит красивые вещи, но больше всего в жизни ценит дружбу и справедливость.

Несмотря на обширные знания и талант к сыскной работе Анна трудится официанткой, ежедневно сталкиваясь с завистью и злословием коллег.

Этих женщин есть за что уважать. Но окружающие дружно им в этом отказывают

То, что профессиональные таланты остаются невостребованными в мирное время, вполне объяснимо политической обстановкой в стране. Деятельность спецгруппы остаётся засекреченной - никто из женщин не может заявить о своём опыте. Прошедшие партийные чистки закрыли большинству из них доступ к ответственной работе. Но внутренний стержень и самоуважение у бывших офицеров не должны были никуда деться.

Однако практически все они оказались в личной жизни удивительно беспомощными.

Строгая и волевая Катерина вынуждена уживаться с бывшим мужем, променявшим её на хамоватую тётку, унижаться, выпрашивая внимание дочери, с которой была разлучена волей обстоятельств. В квартире, когда-то полученной Катериной за заслуги, она теперь чувствует себя приживалкой. Попытки сохранить хрупкий мир приводят к тому, что женщина теряет уважение когда-то близких людей. Очевидно, что в этой ситуации требуется жёсткость - но именно в личной жизни Катя не может её проявить.

Ирина, жизнь которой внешне кажется благополучной, также не пользуется уважением мужа. Он деспотично требует от неё исполнения обязанностей домохозяйки, недоволен наличием у жены друзей и знакомых и последовательно ставит свои интересы в центр мироздания.

Соня, интеллигентная, воспитанная, нежная девочки, умудрилась вляпаться в брак с домашним кулачным бoйцoм, интересы которого не простираются дальше весёлых посиделок в подогретой компании.

Анна, независимая и свободная, вынуждена искать случайных связей в надежде вернуться в профессию, заводить сомнительные знакомства в попытках обеспечить себе бытовой комфорт.

Почему они так мало ценят себя?

Возможно, я рассуждаю с позиций сегодняшнего дня. Все говорят, что раньше женщины в бОльшей степени зависели от мужчин. Но ведь именно это поколение женщин - вoeннo-послевoeннoe - доказало всем вокруг и самим себе, что они могут вынести все испытания. Поднять и детей, и страну, не опираясь на мужские плечи. Ведь это советские женщины, которым с детства говорили о равноправии.

Они влились в мирную жизнь, но не могут позволить себе быть собой. Как будто окружающие за 11 мирных лет забыли, что женщина тоже человек.

Если вы думаете, что гендерные стереотипы и миф о мужском интеллектуальном превосходстве остались в прошлом, то вы сильно ошибаетесь.

На кинофоруме среди отзывов о сериале я встретила такую фразу

4 женщины на всю страну, обладающие «феноменальными аналитическими способностями». Одни женщины. Ну-ну. «Домохозяечное кино» достигло своего пика. (Источник: https://www.kino-teatr.ru/kino/art/serial/6056/)

Неужели за 60 лет ничего не изменилось? И женщине по-прежнему надо доказывать, что она тоже человек?

Поделитесь своим мнением! Приглашаю вас к обсуждению!

Мне очень интересно познакомиться с вами, дорогие читатели! Подписывайтесь на канал Ямадама - давайте вместе обсуждать всё, что нас волнует!

Ещё один фильм о нелёгкой судьбе отважной девушки:

"Неопалимая купина": мы созрели для сложных вопросов

Обсудить другие интересные фильмы можно здесь #киноклуб ямадама

Остаёмся на связи!