Найти в Дзене
ЛОГО-ОСТРОВОК

ПСИХОЛОГИЯ. "Почему не все психологи одинаково полезны?"

На сегодняшний день услуги психолога набирают популярность: связано ли это с непростым временем или критическими обстоятельствами в личной жизни, надо понимать, что реальную помощь способен оказать только квалифицированный специалист. Но как отличить профессионала от любителя? На что обращать внимание, выбирая психолога? И можно ли всецело доверять наличию образования? Попробуем разобраться в профессиональных качествах психолога.

Нередко приходит клиент со словами: «Я уже несколько психологов посетил, стало только хуже».

Почему так бывает?

Выбирая специалиста, важно знать, имеет ли он профессиональное образование. Сегодня существует масса образовательных экспресс-курсов, и почти каждый может получить «корочку» и назвать себя специалистом, пройдя трехмесячное обучение. Проблема в том, что большинство видят работу психолога, как разговоры по душам и бытийные советы из жизненного опыта, что как раз является крайне некомпетентным подходом. Психология как наука, имеет глубокую историю, охватить которую за три месяца нереально. Психолог должен ясно понимать личные границы и соблюдать, как физическую, так и психологическую дистанцию с клиентами. Недопустимо дружеское похлопывание по плечу, усмешки, неуместный юмор, даже ради разряда обстановки.

Признаком некомпетенции считается и отстраненность - хождение по кабинету, поглядывание на часы, приемы звонков и просьба удалиться на минуту во время терапии. Квалифицированный врач не воспитывает клиента: в интонации не звучит укор, осуждение, личная неприязнь; непозволительно упрекать посетителя в случайных ругательствах и проявлять агрессию. Талантливый психолог максимально объективен в отношении к ситуации, и, прежде всего, умеет слушать. Главная задача – разговорить клиента, докопаться до истинной причины проблем. К некомпетенции относится нарушение личных границ посредством сближения с посетителем - специалист не имеет права принимать подарки и тем более строить отношения с клиентами за пределами рабочего кабинета.

Рассказы психолога о личной жизни в момент терапии недопустимы - вы платите не за то, чтобы узнать, какой редкой породы у него кошка, вы платите за то, чтобы решить свои проблемы. Правильное соотношение времени на сеансе: разговор психолога занимает 10%, а оставшиеся 90%, соответственно, ваши. Замечаете, что соотношение нарушено? Смело прощайтесь с таким «специалистом» - это говорит о том, что психолога слишком много, он ворует ваше оплаченное время.

Как все-таки распознать, что перед вами профессионал?

Психолог — это дипломированный специалист, который имеет высшее психологическое образование или профессиональную переподготовку в области психологии. Конечно, наличие высшего психологического образования не дает гарантии, что вы имеете дело с профессионалом.

Прежде всего, психолог сам должен постоянно развивать личностные и профессиональные качества. Образование дает лишь теорию, умение грамотно применять ее на практике, делает из посредственного выпускника специалиста. Психолог обязан стабильно повышать квалификацию, проходить личную терапию, интервизию и супервизию.

Остановимся на последних пунктах:

Личная терапия. Психолог — тоже человек, со своими травмами, кризисами, барьерами и программами. Если не прорабатывать полученные знания в личной терапии, не получится уверенно говорить, слова будут сухими и у клиента не будет к ним доверия. Здесь неуместна шутка про сапожника без сапог – такое положение недопустимо. Именно поэтому быть психологом – большая ответственность. Профессионал должен быть максимально объективен и в то же время уметь выстраивать субъективный подход к индивидуальному случаю. Специалист, который позволяет себе откровенничать с клиентом, превращает терапию в обычный разговор по душам, что нарушает вышеупомянутое соотношение времени на приеме (помните, 90% - принадлежит вам).

Интервизии.

Это встречи между специалистами, обмен опытом и практика друг на друге. В процессе таких встреч, специалисты находят свои ошибки и недоработки, анализируют их и выдают возможные варианты решения.

Супервизия (надзор). Даже самый продвинутый специалист нуждается в супервизии (менторстве) – когда более профессиональный коллега или наставник, помогает найти верный путь решения, исправить ошибки, допускаемые специалистом. В процессе супервизии специалисту помогают научиться держать границы, свою позицию, не давать СОВЕТОВ и не навязывать СВОЁ мнение.

Важнейший показатель профессионализма психолога – клиент на сеансе чувствует себя комфортно, в безопасности, не нарушается его личное пространство. Только такой подход гарантированно обеспечивает эффективное сотрудничество и результативность терапии. Запомните, грамотный специалист дает советы, только когда его попросили - если вы хотите выслушать экспертное мнение, то можете спросить об этом. Опытный психолог тактично выводит на составление запроса по ситуации, в результате чего клиент получает возможность самостоятельно увидеть причины и решение проблемы.

Психолог Г.А. Половинка,

ген. директор

«Академии развития и предпринимательства»,

«Your Growth»

г. Краснодар.