Много лет идут споры о реформе образования, к чему она приводит, что хорошего, что плохого... вон уже по некоторым вопросам петиции пишут...
Но, что сегодня #образование? Что оно для семьи?
На мой взгляд, ситуация такова:
Образование - это исключительно задача родителей, которую они решают в меру своих сил, фантазии и способностей ребенка.
Поэтому, все споры о том, что и как должно быть в #школе - пустое, все петиции - бессмысленны. Потому что родители, способные взять на себя ответственность за образование детей, давно это сделали, и не доверяют сей процесс ни кому в том числе и школам, даже при том, что ребенок ее посещает (именно - "посещает"). Они встроили в свой план обучения и развития ребенка школу, какая она сейчас, либо ее исключили. В любом случае, какие либо резкие изменения в школьном образовании им не нужны. Все продумано на года вперед.
Родители же, которые не могут подобного себе позволить - не могут и выбирать. Им придется принимать то, что дадут, а значит и слова им не дают. А будут сильно возмущаться, есть всякие службы, которые можно прислать, так сказать, с благими намерениями: проверить что-нибудь в семье. И школы частенько стали подобной функцией пользоваться, чем отворачивают от себя население.
Это та действительность, которую вижу я. Образование детей стало практически индивидуальным. Просто она выражена не в личном окружении кучей преподавателей, которые занимаются исключительно с ним у него дома, как это мы представляем, говоря, что в дореволюционной России лучшее образование было индивидуальным. Современное индивидуалистичное образование выражено в наборе инструментов (школ, преподавателей, репетиторов, воспитателей, различных программ, кружков, конкурсов, олимпиад...), среди которых родители выбирают наиболее важные и на них делается упор, а какие-то чисто номинально: потому что надо, - и там уже: не приставайте к моему мальчику (моей девочке).
Да-да, в этой системе #Школа стала лишь инструментом. Но не по воле родителей. И не учителей.
Да и той Школы, которую мы видим в советских фильмах, которую еще кто-то может вспомнить по началам 90-х годов прошлого века уже давно нет. Школы, в которой класс был искусственно сформированной общностью, но все же общностью, коллективом, участники которого хоть и были разными, но все же много чем объединялись. И самым главным объединяющим моментом было то, что они - один класс. В этом был особый смысл. Детей старались сдружить, помочь им раскрыть свои способности не только в учебе, но и психологические, эмоциональные, помогали детям принимать людей не похожих на них, выходить из конфликтов, мириться.... Да много какую работу воспитательную и психо-эмоциональную проводили в советской школе.
Это была Школа. Не просто - одна из услуг населению, что из нее сделали сейчас, это была важная неотъемлемая часть государства. И многие, говоря о важности школы, живого общения с учителями и учениками и прочее, и прочее до сих пор представляют ее - советскую Школу. Ну или сразу постсоветскую, которая уже отличалась, но все же еще была Школой.
Но Школы сейчас нет. Есть школа - образовательные услуги населению. Именно так нам ее представляют чиновники, именно это они и сделали. И постепенно школа из образовательной услуги превращается просто в проверяющий орган. К этому ведет философия обучения: дать материал, вопросы, освоить должны сами, а мы проверим, как справились. Не справились - ваши проблемы, ищите, как справляться. Такая "директива", или не знаю как правильно назвать, спускается от чиновников сверху в школы, директорам, учителям (по рассказам учителей).
А теперь, об учителях. Один момент.
Читала здесь, на Дзен, якобы родители обвиняют учителей в завышенном чувстве значимости и о том, что профессия учитель - значима.
Значима! Я совершенно с этим согласна. И другие родители, уверенна, тоже согласны.
И та же самая проблема: мы представляем под словом "учитель" - Учителя, того советского, который учит! Учит, а не просто дает материал или вопросы для освоения, а потом проводит проверочный тест. Чувствуете разницу. Но, вина ли учителей, что современной школе нужны "кураторы", а не Учителя. Чья вина, что для Учителя места в школе больше нет?
Изменилась не только школа, но и память о ней. Многие просто и не знают Школы, они ее не видели, а потому легко выстраивают свои индивидуальные образовательные планы с учетом тех реалий, которые есть, не тратя время на попытки вернуть Школу.
Хорошо это, или плохо - время покажет. Я бы очень хотела увидеть в нашей стране снова Школу, но уже не верю в подобную возможность. Потому что не осталось тех, что может ее сделать, кто может в ней работать, кто может давать детям то и так, как давали там и тогда. А пока идут споры, очередные изменения в методичках и прочее и прочее будем лавировать и выстраивать образование детей в тех условиях, что есть. Дети ждать не могут!
Понравилась статья - ставьте лайк.
С чем-то не согласны - пишите. Согласны, тоже пишите!!!))) Автор очень любит комментарии.