Выдающийся пейзажист Архип Куинджи, работы которого вызывали восторг и изумление у современников, вошел в историю русского искусства не только благодаря своему творчеству, но и как педагог, воспитавший целую плеяду самобытных и ярких художников. Он был для них непререкаемым авторитетом — и как наставник, и как человек.
Родившийся в небогатой семье сапожника в провинциальном Мариуполе, Архип рано осиротел и воспитывался в семье родственников. Он рос в бедности и брался за любую работу: пас гусей, работал на строительстве церкви, служил у хлеботорговца.
Его не взял в ученики великий Айвазовский, ему 17 лет пришлось добиваться благословления на брак со своей возлюбленной, дочерью богатого купца, а в Императорскую Академию художеств Куинджи удалось попасть лишь с третьей попытки, и только в статусе вольнослушателя. Но испытания, которые выпали ему на долю, не ожесточили художника.
Известность пришла к нему еще в годы учебы — после знакомства с передвижниками. Но в поисках собственного пути Куинджи вскоре отошел от их идей и перестал посещать занятия в Академии. Так и оставшись по существу самоучкой, художник выработал свой собственный неповторимый стиль. Работы Куинджи с успехом выставлялись в России и в Европе, их приобретали коллекционеры, среди которых были и Павел Третьяков, и великий князь Константин Константинович. Иван Крамской называл Архипа Куинджи «художником будущего», его залитые солнцем или таинственным светом луны полотна собирали толпы восхищенных зрителей. Выставку одной картины, где художник представил легендарную «Лунную ночь на Днепре», посетили 13 тысяч человек.
В зените славы он вдруг принимает решение больше не выставляться, уходит в затворничество. Но место Куинджи в русском искусстве уже настолько для всех очевидно, что в 1894 году Академия художеств, когда-то не принимавшая мастера в ряды учеников, приглашает его стать преподавателем. Он возглавлял пейзажную мастерскую до 1897 года — вплоть до своего увольнения за поддержку студенческих волнений. Из мастерской вышло два десятка выдающихся художников, среди которых был и Николай Рерих.
Здесь занимались и вели долгие споры об искусстве, музицировали и шутили, пили чай и ели булочки с сосисками, а однажды, после успешной выставки, ученики художника заказали роскошный праздничный торт. Он был оформлен в стиле картины «Могила скифского царя», получившей премию. Изображавший большой курган торт был украшен шоколадными всадниками по числу учеников мастера, а на вершине возвышался большой шоколадный бюст самого учителя.
Для Рериха притягательна была сама личность Куинджи и образ жизни, достойный уважения. Мастер не стремился к славе, жил скромно, обходясь без прислуги, а свое немалое состояние тратил на благотворительность. Это было их общим с женой решением: в медовый месяц они отправились на любимый художником Валаам и после чудесного спасения во время шторма решили, что посвятят жизнь служению людям. В 1904 году Куинджи принес в дар Академии художеств 100 тысяч рублей для выдачи 24 ежегодных премий для молодых художников, в 1909 году пожертвовал художественному обществу 150 тысяч рублей и свое имение в Крыму.
«…Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни», — писал Николай Рерих. В его воспоминаниях много мудрых советов от мастера и описаний трогательных моментов из его жизни, вроде обычая кормить птиц, которые слетались на угощение ровно в полдень, сразу после выстрела пушки Петропавловской крепости.
На могиле Куинджи установлен бронзовый бюст художника и гранитный портал с мозаичным панно, изображающим Древо жизни. Эскиз панно выполнил Николай Рерих — в память о своем учителе.
Для справки:
С картинами Архипа Куинджи можно ознакомиться, в том числе, в экспозициях Третьяковской галереи и Русского музея, выставочную деятельность которых банк ВТБ поддерживает много лет. Весной этого года ВТБ выступил генеральным спонсором выставки «Преображенная природа», которая проходила в Русском музее. Здесь пейзажи Куинджи можно было увидеть вместе с работами Саврасова, Айвазовского, Лагорио, Левитана и других художников середины XIX – начала XX века.