АЗС – автомобильная заправочная станция. Предназначена для заправки автомобилей топливом различного вида. Сам комплекс состоит из подземных резервуаров для хранения топлива, заправочных автоматов с насосами, которые и заправляют автомобили, а также здания с операторами и кассирами.
Направления деятельности АЗС
Весь ряд услуг, которые оказывают заправки клиентам (будь они корпоративные или физические лица), условно можно разделить на 2 группы.
Первая: основная роль, которая и понятна из азвания. Это гаправка автомобиля топливом, которым может быть:
- Бензин;
- Дизель;
- Масла;
- Специальные составы для спецтранспорта и определенных типов двигателя.
Также на заправках предлагают дополнительные товары, стеклоочистителю, тормозные жидкости и прочие товары, способствующие улучшению и поддержанию в стабильно работающем состоянии технической части автомобилей.
Вторая роль – вспомогательная. К ней можно отнести:
- Подкачка и замена колес;
- Мытье кузова автомобиля и его салона;
- Диагностика технических проблем;
- Прием отработанных материалов;
- Продажа автоаксессуаров;
- Продажа продуктов питания и медикаментов;
- Услуги для водителей (душ, туалет, общепит).
Классификация автомобильных заправочных станций
Категории АЗС напрямую зависят от нескольких признаков:
- Конструктивные особенности;
- Функциональность комплекса;
- Разновидности продаваемых товаров и ГСМ;
- Способ базирования всего оборудования включая контейнеры для хранения топлива;
- Географическая дислокация;
- Комплекс предлагаемых услуг.
Также можно классифицировать АЗС по режиму работы. Они делятся на две группы: круглосуточные и работающие только днем.
По конструкции АЗС могут быть трех типов:
- Стационарные станции;
- Мобильные передвижные объекты.
Если за основы различия брать способы базирования газгольдеров, то выделяют три группы;
- АЗС с подземными резервуарами;
- АЗС с наземными резервуарами;
- АЗС с резервуарами, базирующимися на колёсном шасси.
Если брать в расчёт клиентские параметры станций, то выделяют три признака различий:
- По количество заправочных автоматов;
- По пропускной способности (количеству заправляемых автомобилей, взятых за один определенный промежуток времени);
- Общий объем вмещаемого количества топлива всех видов.
Типовое оборудования для АЗС
Оборудование АЗС, а вернее технические параметры такового, можно подразделить на 4 основные группы:
Линия наполнения резервуаров топливом
Технологически все оборудование делится на две части. Одна подземная, зависящая от резервуара, вторая наземная – отдельная. Конструкцию первой части формируют следующие сегменты:
- Трубопровод, с диаметром используемой трубы 80 мм, и толщиной стенок каждой секции трубопровода в 0,4 см;
- Рассеиватель топливного потока, которые интегрируется в сам резервуар, на расстояние не ближе 100 мм от дна.
- Соединительный фланец для крепления трубопровода под заливку топлива.
Вторая часть состоит из двух колодцев и трубопроводами (приемный отстойник и насосное отделение). Первый состоит из приемного топливного пункта (поста управления), фильтра, износостойкой запорной арматуры, штуцера и крепежной муфты.
Штуцер играет роль соединения для проведения испытательных работ на предмет целостности резервуара. Фильтр с гидрозатвором является преградительной огнеупорной системой. Запорная арматура предназначена для предотвращения аварий и возгораний топлива внутри самого резервуара в случае возникновения пожароопасной ситуации.
Линия подачи и распределения топлива по заправку автомобилей
Все оборудование, которое используется для заливки топлива в бак автомобиля формирует собой линию выдачи топлива. К нему относятся:
- Автоматы ТРК (раздаточные колонки с пистолетами);
- Приемный трубопровод топлива с диаметром труб в 50 мм и толщиной стенки каждого сегмента с 3 мм;
- Приемный клапан удаленного всасывания топлива со дна газгольдеров;
- Огнепреградительная система;
- Запорная арматура (описывалась выше, устанавливается в колодцах-приемниках);
- Трубопровод для переправления топлива от газгольдера, через наносы, к раздаточному автомату ТРК с пистолетами для последующей заливки в автомобильный бак клиента.
Комплекс деаэрации
Этот комплекс служит безопасному перемещению топлива внутри газгольдера, причем так, чтобы состав не был наполнен пузырьками воздуха, а пары не могли спровоцировать пожароопасную ситуацию. Формируется комплекс из двух частей:
- Трубопровод из стальных труб, с наличием на конце сначала запорной арматуры, а потом дыхательного клапана для снижения давления и паров внутри газгольдеров. Клапан должен срабатывать при давлении в 0,0014 Микропаскалей. Монтируется такой клапан на 2,5 м выше, чем выход трубопровода с затворным механизмом. Контроль оборудования осуществляется с помощью мановакуумметром к которому подключена запорная арматура компактного размера.
- Магистраль, которая соединяет газгольдеры и деаэрационное оборудование в один комплекс.
Именно эта зона считается самой опасной. Поэтому при постройке, проверке и запуске автомобильного заправочного комплекса, этот отдел проверяют чаще и жёстче всего, а требования к нему считаются самыми жесткими во всей сфере автозаправочного бизнеса.
Система отведения шлама с помощью воды
Газгольдеры требуют периодического обслуживания, и обсешламливание является необходимой процедурой, входящий в полный комплекс проверки и настройки АЗС. Сам процесс подразумевает удаление из газгольдеров тяжелы частиц с помощью предварительной заливки поды, и последующей ее откачки с твердыми фракциями. Это позволяет сохранить оборудование чистым, предотвратить в него попадание твердых частиц, а также повысить чистоту бензина, подаваемого в линию выдачи.
Оборудование для обесшламливания включает в себя:
- Мобильная платформа с шлангами для подачи и откачки, насос ручного типа, контейнер для сбора откачиваемой воды со шламом;
- Участок стационарного базирования. Трубопровод с диаметром труб в 40мм, который имеет сборный отстойник в виде коллектора и штуцер для слива воды. Именно штуцер играет роль посредника между стационарной и мобильной частью. То есть, через него перекачивается вся жидкость. Осадок остается в коллекторе, а жидкость по штуцеру мимо насоса направляется в контейнер на подвижной части комплекса.
Контроль этой части оборудования производится постоянно, так как без него работа АЗС по правилам пожарной безопасности и регламентам работы станций строго воспрещается.