Салтыкову- Щедрину приписывают фразу: Разбудите меня лет через сто, и спросите, что сейчас делается в России. И я отвечу — пьют и воруют.
Вот уже больше 150 лет прошло, а будить Михаила Евграфовича, похоже, еще рано.
И пьют. И коррупция кое где у нас еще порой.
А ведь борются. Всегда боролись. И при царе батюшке, и при развитом социализме, и в эпоху демократических преобразований.
Вот, 16 августа президент утвердил трехлетний план противодействия коррупции.
Хороший документ. Взвешенный. Объемный. 16 глав, 52 статьи. С множеством пунктов и подпунктов.
И система запретов, ограничений расписана, и выявление фактов подкупа иностранных должностных лиц, и применение цифровых технологий. Теперь даже в вузах начнут обучение по программе «Антикоррупционная деятельность».
А ведь это не первый такой план. Первый был утвержден еще 2008 году. Еще когда Медведев был президентом. Теперь каждые три года обновляется.
- И каковы результаты- поинтересуется вдумчивый читатель.
- Охо-хо- только вздохнет читатель пессимистичный.
Есть такая международная организация Transparency International. Ежегодно составляет индекс восприятия коррупции. В соответствии с этим индексом страны мира ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов. Ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а сто – наименьший.
В 2020 году Россия набрала 30 балов (https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/). Хорошо это или плохо? 129 место. Из 183-х. Между Лаосом и Мали.
Не надо злорадствовать. Во, первых еще надо проверить, как эта вражеская организация баллы считает. А, во- вторых, в 2008-м было еще хуже (см.график).
Короче, борются с коррупционерами.
Но вот возникает один вопрос, который не был освещен в утвержденном плане. А как бороться с коррупцией, среди тех, кто должен бороться с коррупцией?
Того же 16 августа по «ТВ-Центр» показали арест начальника службы по противодействию коррупции в Северо-Западном таможенном управлении. Некоего Максима Розсыпало. Возбуждено уголовное дело. По статье 290 УК РФ («Получение взятки в особо крупном размере»).
Вот как с этим бороться?
- Да очень просто- скажет человек, представляющий формы работы федеральных органов власти- надо над поверяльщиками коррупционеров поставить своих поверяльщиков.
Не выход. А если этот поверяльщик не удержится? Следующего поверяльщика ставить?
Велика Россия, а на всех поверяльщиков может и не хватить. Да и не в этом дело.
Любой студент, изучавший основы автоматического управления, скажет- строится линейная система. Крайне неустойчивая.
А что надо сделать, чтобы ее устойчивость повысить? Любой первокурсник скажет- ввести обратную связь. Т.е., допустим возложить антикоррупционный контроль над поверяльщиком второго уровня на потенциального коррупционера (см.схему).
Как это будет работать? Допустим, потенциальный коррупционер дал взятку вышестоящему поверяльщику. Через какое- то время к нему возвращается взятка- но в меньшем размере. Ага- значит по цепочке где- то кто- то что- то заныкал. Я думаю, в своей системе сами разберутся. Или, допустим, пришло больше. Думаю, опять разберутся. Найдут, кто системное равновесие нарушает, напомнят, что фраера сгубило.
Система будет вариться внутри себя. И ущерба бюджету нет. И все довольны- все взятки дают, все взятки получают.
В статье 41 плана дано поручение. Общественной палате «подготовить предложения о мерах по стимулированию и расширению участия граждан, в деятельности в области противодействия коррупции».
Прошу данную заметку считать моим личным вкладом в выполнения 41-ой статьи плана.