Найти тему
МАЯ Килошенко

7 платьев для Елизаветы, или как работает воображение королевского портного

Оглавление

Изменение семейного статуса принцессы Елизаветы и наследование ею статуса монарха повлекли за собой и перемены в гардеробе. Постепенно круг королевских портных стал расширяться. В начале 50-х гг. в него был включен и английский модельер Харди Эмис.

Портной думающий и пишущий

Харди Эмис (17 июля 1909 - 5 марта 2003) имел безукоризненный внешний вид, изысканные манеры, острый ум и интуицию, прекрасно владел словом. Стоит подчеркнуть, что в мир моды Эмис вошел благодаря не только связям матери, но и своим писательским способностям*. Его яркое описание платья в письме к французской швее-пенсионерке привлекло к нему внимание владельца Дома мод Mayfair Lachasse, поскольку это платье принадлежало жене последнего. Вскоре Эмис стал управляющим директором этого Дома, ему было тогда всего 25 лет.

К началу сотрудничества с королевой Эмис уже основал свой Дом моды Hardy Amies Ltd и был известен своими нововведениями, в частности, заниженной линией талии женских костюмов. Он разместил эту линию на верхней части бедра, а не на естественной талии, придав образу более женственный вид. Кроме того, известность модельеру принесли его классические мужские и женские костюмы.

HARDY AMIES (1909-2003). Фото из открытых источников.
HARDY AMIES (1909-2003). Фото из открытых источников.

В 1955 году Харди Эмис получил Королевский ордер официального портного, что придало его Дому респектабельности и известности. А что получила королева от союза с ним? Модельер установил строгий, сдержанный стиль одежды монарха. «Я не думаю, что она одобряет слишком шикарную одежду», - сказал он одному из модных редакторов. И ещё одна мысль Эмис, высказанная публично: «Позиция королевы такова - она всегда должна одеваться по случаю».

Если его старший коллега по королевскому цеху Норман Хартман при создании парадных платьев для Елизаветы, принцессы, а потом и королевы, черпал вдохновение, в основном, в исторических костюмах королев и произведениях живописи старых мастеров, то сам Эмис, по всей вероятности, включил в свою деятельность воображение и творческое мышление. Модельеру требовалось предвосхитить будущие ситуации, поработать с исходным объемом информации, восполнить недостающие фрагменты – и всё ради того, чтобы королева была одета по случаю.

Случай дипломатический

HARDY AMIES (1909-2003). Royal Collection Trust / © Her Majesty Queen Elizabeth II 2021
HARDY AMIES (1909-2003). Royal Collection Trust / © Her Majesty Queen Elizabeth II 2021

Это платье молодая королева надевала на обед в Доме правительства, Новая Шотландия, Канада, 1 августа 1959 года. «Утонченное сочетание серо-голубой шелковой органзы и розового цвета, а также белая вышивка, простой облегающий лиф и широкая юбка со складками противоречат дипломатическому посланию этого платья», - такое описание находим на сайте RCF. Компромисс между молодостью и дипломатией достигается с помощью цветущих веточек, которые олицетворяют майские цветы - региональный герб Новой Шотландии, и юбки, украшенной бантами из розового герцогского атласа. Дизайнер соединяет свойства, казалось бы, несоединимых в реальности явлений – сдержанности монарха и элегантности молодой женщины (используется метод агглютинации).

Случай из «прет-а-порте»

HARDY AMIES (1909-2003). Royal Collection Trust / © Her Majesty Queen Elizabeth II 2021
HARDY AMIES (1909-2003). Royal Collection Trust / © Her Majesty Queen Elizabeth II 2021

Коллекции Харди Эмиса от кутюр не были финансово успешны, поэтому он сосредоточил свои усилия на изготовлении качественной одежды «прет-а-порте». Это проявилось в вечерних платьях Харди Эмиса для королевы. Основной акцент делается на крой и качество пошива, а не на красоту и пышность нарядов. Акцентирование – подчеркивание каких-либо признаков – излюбленный творческий прием Эмиса. В этом платье Елизавета II появилась на приеме в Ратуше в Лондоне по случаю столетия Ассоциации прессы, 6 июня 1968 года.

Случай модный

HARDY AMIES (1909-2003). Royal Collection Trust / © Her Majesty Queen Elizabeth II 2021
HARDY AMIES (1909-2003). Royal Collection Trust / © Her Majesty Queen Elizabeth II 2021

Елизавете II не чужды новинки моды, а Харди готов услужить своей королеве. В 70-х в моду входит одежда из купонной ткани. Модельер использует легкую ткань с модным принтом и создает наряд безупречного кроя, с оригинальным рукавом-пагода, юбкой со складками и поясом-бантом. Так в королевском гардеробе появилось типично модное платье - результат применения метода типизации.

"Моду принято ругать за легкомысленность, однако у неё есть плюс — в ней проявляется стремление людей быть похожими друг на друга. Это своего рода братство". (Х. Эмис)

Случай банкетный

HARDY AMIES (1909-2003).  Royal Collection Trust / © Her Majesty Queen Elizabeth II 2021
HARDY AMIES (1909-2003). Royal Collection Trust / © Her Majesty Queen Elizabeth II 2021

Это платье надевалось Елизаветой II для государственного банкета, устроенного королевой Маргрете II и принцем Дании Хенриком в отеле Claridge’s 2 мая 1974 года. Модельер сшил простое платье из бледно-зеленой органзы и украсил белой вышивкой. Просто, но со вкусом, королевы и её портного. Правильно расставленные акценты делают образ заметным и на ковровой дорожке и за банкетным столом. И, конечно, комфортным, что немаловажно во время банкета.

«Человек должен выглядеть так, как если бы он купил свою одежду с умом, надевал ее с осторожностью, а затем забыл о ней». (Х. Эмис)

Случай юбилейный

Елизавета II. 1977. Фото из открытых источников.
Елизавета II. 1977. Фото из открытых источников.

Одно из его самых известных творений Харди Эмиса - платье, которое он разработал в 1977 году для празднования Серебряного юбилея королевы Елизаветы II и которое, по его ироничному замечанию, было «увековечено на тысяче банок для печенья». Это платье можно считать образцом удачного сочетания нового, непривычного и неожиданного в королевском наряде. Около 500 миллионов человек следили за этим событием по телевизору и не могли не заметить яркий и необычный образ королевы - «Всё могут короли!».

Случай официальный

HARDY AMIES (1909-2003).  Royal Collection Trust / © Her Majesty Queen Elizabeth II 2021
HARDY AMIES (1909-2003). Royal Collection Trust / © Her Majesty Queen Elizabeth II 2021

Это вечернее платье от Харди Эмиса представляет собой образец тонкого сочетания ткани и вышивки. Схематизация, применяемая модельером, сглаживает очевидные различия в технологии изготовления ткани и вышивки, но выявляет их сходство в цвете и качестве нити. Королева надевала это платье на встречу с главами правительств Содружества, Куала-Лумпур в октябре 1989 года.

"Гораздо эффективнее, чем цвет, помогает бороться с монотонностью контраст текстур. Даже если ткани сотканы из нитей абсолютно одинаковых оттенков, их свойство по-разному отражать свет обеспечит необходимый контраст". (Х. Эмис)

Случай семейный

В этом ансамбле Елизавета IIпоявилась на свадьбе своего сына, принца Эдуарда, графа Уэссекса, и мисс Софи Рис-Джонс 19 июня 1999 года в часовне Святого Георгия в Виндзорском замке. Необычность ансамблю придает дневное платье длиной три четверти и головной убор из перьев, созданный Фредериком Фоксом. Так работает прием гиперболизации, заключающийся в увеличении или уменьшении предмета, изменении качества его частей. Творческим движением мастера дневное платье превратилось в оригинальное платье для семейного торжества.

Сотрудничество Харди Эмиса с его знаменитой клиенткой, непосредственное и опосредованное, через директоров по дизайну Дома мод, продолжалось около полувека, вплоть до смерти модельера в 2003 году. По всей вероятности, это было больше, чем простое моделирование платьев - это было интересное и полезное для обоих общение.

А как думаете вы?

Возможно, вам будут интересны и эти статьи:

Елизавета II - королева иллюзий, или о чем не пишут юные блогерши

"Вы должны выглядеть так, как будто наслаждаетесь собой", - совет королевы политикам и не только

Как наряды прикрывают "белое пятно" в образе Королевы

*Книги Харди Эмис:

«ABC of Men’s Fashion» (1964)

«The Englishman's suit: A personal view of its history, its place in the world today, its future and the accessories which support it» (1994)

Еще больше о психологии моды, личности и творчества читайте на сайте МАЯ Килошенко.