Вчера была годовщина открытия одного из самых известных памятников не только Санкт-Петербурга, но и, кажется, всей страны. 18 августа 1872 года горожане наконец увидели эту мастерски созданную Фальконе скульптуру. За прошедшие годы Всадник «оброс» огромным количеством слухов и легенд, о части из которых мы сегодня и поговорим.
Если говорить до конца честно, то всадник совсем не медный, он бронзовый. Название «медный» закрепилось за ним после одноименной поэмы Пушкина. Автор таким образом хотел выразить творческую, но при этом беспощадную фигуру Петра I в основанном им городе. И, видимо, это словосочетание так пришлось по душе, что теперь уже навсегда вошло в обиход.
Бытует легенда о том, как наследник престола Павел Петрович как-то прогуливался по Петербургу и повстречался якобы с призраком Петра I, который указал на место, которое в дальнейшем стало принадлежать Медному всаднику. Подробнее об этом я писала здесь.
Этьен Фальконе, человек, который создал своими руками фигуру всадника, приехал в Россию из Франции по приглашению Екатерины II в 1766 году. Порекомендовал его императрице, кстати, сам Дидро. Работа над скульптурой заняла у него 12 лет, причём самым сложным была голова Петра. Однако тут он обратился за помощью к своей ученице Мари-Анне Колло, приехавшей вместе с ним. По одному из преданий, именно она всего за одну ночь вылепила голову будущей статуе. Мари-Анна получила пожизненную пенсию за своё произведение и уехала (как, впрочем, и Фальконе) во Францию. Уехав на родину, скульптор забрал с собой все макеты и чертежи, так что завершать памятник пришлось Фельтену, который курировал все проведенные к этому времени работы. В дальнейшем на торжественное открытие Всадника Фальконе не пригласили.
Фальконе очень дотошно работал над образом Петра, по максимуму собирал исторический материал, работал в архивах, изучал документы, встречался с людьми, общавшимися с императором лично. Одна из легенд гласит, что скульптор даже провел ночь в спальне государя в его дворце в Летнем саду, где дух самого Петра предстал перед ним, и Фальконе вынужден был держать экзамен.
Кстати, гипсовая голова (так как сначала нужно было произвести работу из гипса) сейчас хранится в Русском музее. И очень интересным моментом в ней являются глаза Петра, а если точнее-их зрачки в форме сердец. Так скульптор хотел показать черноту зрачка и в то же время живость глаз, создаваемую бликами.
При работе над монументом Фальконе столкнулся с проблемой - невозможно было найти походящий камень для постамента. Скульптор задумал изобразить Петра в виде всадника на скале, напоминающей по форме морскую волну, что символизировало бы завоеванный императором выход России к морю. Фальконе разработал эскиз постамента, составленного из отдельных гранитных блоков, так как найти цельную глыбу нужного размера было нереально. Но все-таки в газетах дали соответствующее объявление. На него откликнулся Семен Вишняков, поставщик строительного камня для нужд столицы. По легенде, на нужный камень недалеко от Лахты ему указал юродивый. В незапамятные времена молния расколола гранитную скалу, из-за этого местные крестьяне прозвали ее Гром-камнем. Они же утверждали, что во время Северной войны Петр на самом деле не раз поднимался на вершину этого утеса, обозревал окрестности. Фальконе, увидев камень, сразу же понял: это то, что он искал.
Нужно было теперь аккуратно доставить его к месту, не повредив и не пустив трещину. А путь был не близкий - 7855 метров. Место, с которого был поднят камень, тут же заполнила вода, и до сих пор на этом месте находится Петровский пруд. Перевозили Гром-камень исключительно в зимние месяцы, когда почва не деформировалась от тяжести этого гиганта и его спокойно можно было двигать по ровной поверхности. А на берегу Финского залива была сооружена специальная пристань для его погрузки. Судно тоже было спроектировано специально, а отправление совершили только осенью. Как при погрузке, так и при выгрузке камня использовался особый прием: судно притапливалось и садилось на предварительно вбитые в дно реки сваи, а камень в это же время двигался на берег. Встречали его сотни горожан, занимая место от пристани и до Сенатской площади.
По другой версии, огромный валун, лежащий в районе Лахты, назывался у местных жителей Конем. Легенда гласит, что когда-то на Ладоге был остров Коневец, который закрывал собой проход в иной мир. Остров пользовался дурной славой, и чтобы задобрить нечистую силу, каждый год местные жители приносили на нем в жертву коня. Это продолжалось до тех пор, пока в середине 14 века на остров не прибыл инок Арсений с Валаама. Он помолился около камня, окропил его святой водой, а на вершине установил крест. С тех пор из-под камня вылетали бесы, превращались в ворон и селились на выборгском берегу. А там, где гнездовалось воронье, тоже появилась скала в форме коня. Вот ее-то якобы и нашел Семен Вишняков. Считается также, что когда культовый камень, сохранивший языческие верования, стали вывозить в Петербург, местные жители попытались этому помешать. А когда поняли, что ничего сделать невозможно, прокляли его.
Обработкой камня начали заниматься еще в Лахте и продолжали в процессе передвижения камня. Но после личного приезда Екатерины II делать это прекратили, так как императрица распорядилась, что хочет, чтобы камень прибыл к месту в «диком» виде и не потерял свой объем. Так что вернуться к его формированию пришлось уже непосредственно на Сенатской площади.
Говорили, что во время первой отливки памятника лопнула труба, по которой заливалась бронза, и только чудом нижнюю часть статуи удалось спасти одним из мастеров по фамилии Хайлов.
Еще одно предание гласит, что в образе «Медного всадника» запечатлен не только Петр I, но и его любимая лошадь Лизетта. Этого коня царь купил спонтанно у повстречавшихся купцов, когда возвращался из Великого посольства, переплатив за него лишних «100 голландских червонцев». Очень уж ему понравилась эта лошадь бурого окраса. И сразу же назвал ее Лизеттой якобы в честь девушки при дворе Саксонского короля, с которой у Петра была связь. Он, кстати, это имя затем еще не раз использовал: так, например, звали его любимую собаку и так же он назвал свою младшую дочь. Конь прослужил хозяину около 10 лет, а когда умер, Петр приказал сделать чучело. Оно до сих пор хранится в Зоологическом музее.
Еще одна старинная легенда о памятнике, совсем уж фантастическая, гласит, что царь как-то в месте, где сейчас установлена скульптура, прыгал на коне с одного берега Невы на другой. Дважды со словами «Все Божье и мое» он перепрыгнул удачно, а на третий раз оговорился, сказал «Все мое и Божье», тем самым поставив себя выше Бога, и окаменел. В другом варианте этой легенды - свалился в воду, простыл и тяжело заболел, а когда выздоровел, больше никогда ни себе, ни приближенным не позволял богохульничать.
Согласно другому преданию, в горячечном бреду Петру померещилось, что наступают шведы. Царь вскочил на коня и ринулся к Неве. Но тут выползла змея и обвила ноги лошади, не дала прыгнуть в воду и спасла Петра от гибели.
Змея действительно является частью монумента. Ее, кстати, ваял не Фальконе, а русский скульптор Гордеев. Змея является третьей точкой опоры скульптуры. В символике того времени она означает зависть, вражду, препятствия, чинимые Петру и попранные им.
Говорят, что рукой Петр указывает в сторону Швеции, главного врага России в те времена. И что в центре Стокгольма стоит памятник Карлу XII, основному противнику Петра, который указывает рукой в сторону Санкт-Петербурга.
Установлена эта скульптура была, как мы знаем, при Екатерине II. Она вообще считала себя продолжательницей дел Петра и его почитательницей. И в знак уважения лично распорядилась создать такую значимую фигуру императора, но нужно же было еще как-то указать и свое имя на постаменте. Был открыт конкурс для всех желающих, условиями которого было придумать самую емкую фразу, которая окажется на каменном постаменте и передаст связь Петра и Екатерины. Был объявлен и денежный приз - целых 100 рублей серебром. По итогу лучшим вариантом был объявлен тот, что предложил поэт Барков: «Петру Первому Екатерина Вторая». Емко. По факту. И сразу ставит Екатерину как второго по значимости правительства в стране после Петра. Идею утвердили, а про Баркова почему-то забыли. Денег он никаких не получил, хоть и пытался выбить их через все инстанции. Тогда он пришел к поставленному уже тогда Медному всаднику и к своей же фразе приделал подпись «обещала, но не дала». Уж какой был дальше скандал, сказать сложно, но Баркову все же заплатили обещанное. Деньги он, к слову, как любой приличный поэт, потратил следующим образом: 93 рубля - на водку, 7 рублей - на платную любовь.
Здесь описаны, конечно, далеко не все легенды, связанные с Медным всадником, но весомая их часть. С каждым поколением этот памятник обретает все больше тайн, передаваемых от одного человека к другому. А какие самые интересные истории о всаднике вы слышали?