Найти в Дзене
Миллиард Татар

Как Султан-Галиев предложил Москве опереться на крымских татар, а Гаспринский имел два крыла – в Баку и Казани

Оглавление

В Симферополе прошел круглый стол на тему «Крымские и волго-уральские татары: история, сотрудничество, перепись». Его организаторами выступили Крымский научный центр Института истории имени Ш. Марджани АН РТ и проект «Миллиард.Татар». Публикуем первую часть стенограммы.

Список участников:Эльдар Сейдаметов, к.и.н. заведующий Крымским научным центром Института истории им. Ш. Марджани АН РТ; доцент кафедры истории КИПУ;
Исмаил Керимов, д. филол. наук, профессор, директор НИИ крымскотатарской филологии, истории и культуры этносов Крыма ГБОУВО РК КИПУ, в.н.с. Крымского научного центра Института истории им. Ш. Марджани АН РТ;
Раим Гафаров, заместитель муфтия Духовного управления мусульман Крыма и города Севастополя;
Исмет Заатов, президент НКО «Фонд «Академия наук и искусств Исмаила Гаспринского», кандидат искусствоведения, в.н.с. Крымского научного центра Института истории им. Ш. Марджани АН РТ;
Григорий Кондратюк, д.и.н., доцент кафедры истории ГБОУВО РК КИПУ; в.н.с. Крымского научного центра Института истории им. Ш. Марджани АН РТ;
Длявер Османов, заслуженный деятель искусств Крыма и Татарстана, главный редактор литературно-художественного журнала «Йылдыз», Медиацентра им. И. Гаспринского;
Светлана Алиева, председатель национально-культурной автономии казанских татар Крыма «Идель» городского округа г. Симферополь.

«Нам очень не хватает информации, как вы живете, чем вы живете»

Эльдар Сейдаметов. Салам алейкум, здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы сегодня с вами собрались на круглый стол, тема которого «Крымские и волго-уральские татары: история, сотрудничество, перепись». Его организаторами выступили центр Крымский научный центр Института истории имени Ш. Марджани АН РТ и проект «Миллиард.Татар».

Нам известно, что отношения между нашими народами имеют древние корни и продолжаются на протяжении многих веков – эпоха Золотой Орды и постордынских государств, время Исмаила Гаспринского и Шихабутдина Марджани, советский период и современность.

В рамках заявленной проблематики у нас запланировано несколько выступлений с последующим обсуждением.

У нас сегодня гости, Минвалеев Арслан-бей, заместитель главного редактора «Татар-информа», основатель медиапроекта «Миллиард.Татар». Арслан-бей, пожалуйста, вам слово.

Арслан Минвалеев. Салам алейкум, хәерле иртә, меня зовут Арслан Минвалеев. Приехал из Казани, у нас есть проект, который рассказывает о жизни татар – «Миллиард.Татар». Мы ездим по России - Башкирия, Сибирь, Поволжье. Вот наконец доехали до Крыма.

На самом деле мы уже здесь с коллегой находимся почти неделю, и так получилось, что мы эту неделю ездили по Крыму, знакомились с многими представителями крымскотатарского народа. У нас было, мы посчитали, четырнадцать интервью, и это самая разная палитра людей - это и предприниматели, общественники, преподаватели, политологи, журналисты. Мы полюбили Крым, мы влюбились в Крым, мы очень рады, что познакомились, и нам очень не хватает информации, как вы живете, чем вы живете, поэтому мы приехали послушать больше вас, чем рассказывать самим.

Э.С. Я думаю, что сейчас мы приступим непосредственно к рабочей части и, Арслан-бей, пожалуйста, вам по праву гостя предлагаю быть модератором.

А.М. Я предлагаю вместе начать.

Э.С. Хорошо, тогда первое выступление - Керимов Исмаил Асанович. Тема – «История формирования современного состояния проблемы государственного языка. Хочу обозначить регламент - десять минут, и можем сразу, я думаю, минуты три на обсуждения.

«Тукай и Ибрагимов на страницах крымскотатарской печати»

Исмаил Керимов. Начну с того, что мы с Казанью лет 20-25 вместе, мы в одном научном, культурном пространстве. В Казани я был уже 7 или 8 раз. В свое время специально готовил доклады для выступления на научных конференциях. Из них два опубликованы в казанской печати. Один доклад по Галимджану Ибрагимову – «Галимджан Ибрагимов на страницах крымскотатарской печати». Второй доклад у меня был по Тукаю. Кстати по Тукаю выступал и в этом году на международной онлайн конференции, организованной Институтом языка, литературы и искусства имени Г.Ибрагимова. Доклад был посвящен 135-летию со дня рождения Габдуллы Тукая.

Когда готовил этот доклад, обратил внимание на следующее. И Галимджан Ибрагимов, и Габдулла Тукай, и другие казанские поэты и писатели в довоенное время много публиковались в крымскотатарской печати. Наш ученый-филолог Осман Акчокраклы даже написал объемную статью «О казанско-татарской литературе» и опубликовал ее на страницах крымскотатарской печати. Я обратил внимание на то, что по языку буквально без словаря можно читать арабографичную часть текстов. Без словаря, потому что там она идентична крымскотатарскому. Единственное, что когда уже графика поменялась на латинскую, тогда уже обозначились многие различия в произношении.

-2

..........

«Культурно-идеологический треугольник как Баку – Бахчисарай – Казань»

И.З.: Тесные связи татар в Крыму и Казани, установившиеся во времена правления в Казанском ханстве Сафа-Гирея, смогли продолжиться только с момента начала активной деятельности Исмаила Гаспринского. Получается, около полутысячи лет был перерыв, небольшая пауза, тюркско-татарский мир ждал появления крымско-татарского гения, который объединит весь тюрко-исламский мир.

К концу XIX века складывается такой культурно-идеологический треугольник как Баку – Бахчисарай – Казань. Во главе треугольника окажется маленький провинциальный Бахчисарай только потому, что в этом городе живет Исмаил Гаспринский.

Второй брак его с Зухрой ханум Акчуриной усилил поддержку, если до этого только братья Рамиевы помогали, то потом и другие семьи татар Поволжья – Акчурины, Тебердеевы, а также в основном нефтепромышленник Топчибашев из Баку на промыслы которого ехало и оставалось там много татар из Казанской губернии. И благодаря двум крыльям этой тюрко-татарской духовно-идеологической птицы из Бахчисарая одно из которых распростёрлось до Волги, а другое до Каспия, держалось на плаву такое мощное, просветительское издание, как «Терджиман».

В XX веке наступление советской власти, опять мы не обходимся без участия наших братьев, казанских татар. Султан-Галиев приезжает, действительно делает доклад Сталину о том, что здесь до сих пор нет решений каких-то по отношению к их коренному народу.

Москва вмешивается в эти дела, выправляет ситуацию, и первый председатель ЦИК Саид-Галиев... Кстати, получаю позавчера письмо от своего товарища, замминистра культуры Башкортостана, он говорит, что сам Минниханов сказал, что Саид-Галиев был башкир, ты исправь это. Я говорю, дорогой, я перелопатил весь наш архив крымский, там везде написано, что он татарин. Если ты мне пришлешь документ, который говорит о его башкирском происхождении, я везде исправлю. Он был из Уфимской губернии, тептяр… Родился просто там.

В 20-30-е годы у нас в Крыму такие останавливаются столпы татарской культуры и науки как Галимджан Ибрагимов, Хади Такташ. Тут стоит дом, в котором он жил.

Активизируются театральные связи, в татарском театре работают долгие годы и становятся звездами, сам Байкин, главным режиссером сейчас работает Гумар Деишев и Гумар Исмагилов. Гумар Исмагилов был депортирован вместе с крымскими татарами, у него был выбор - уехать в Казань, работать там, но он выбрал судьбу, после этого еще и отсидел некоторое время, потом до конца жизни работал и жил среди крымских татар в Андижане. Такая незаурядная личность.

«Татарская молодежь из Татарстана приезжает, живя с нашими земляками, помогают строить крымским татарам дома»

Развал Советского Союза, конец 1980-х - начало 1990-х годов, ТОЦ* активно с нами сотрудничает. Татарская молодежь приезжает, месяцами работают без всякой оплаты, на свои средства, на свои деньги, в жару, живя с нашими земляками, возвращающимися татар, помогают строить крымским татарам дома. Это одна из самых светлых страниц в истории взаимоотношений татарского народа.

А.М. Много их было?

И.З. Много. Одного из них через много лет встретил, самого активного, он был представителем Татарстана в Турции, активнейший был молодой человек.

Продолжение ЗДЕСЬ

*ТОЦ признан экстремистской организацией и ликвидирован по решению Верховного суда Татарстана