Габриэль д’Эстре – главная женщина в жизни Генриха IV. Он многим обещал жениться, а на ней и вправду чуть не женился. Она могла стать королевой Франции, если бы не умерла в расцвете лет. Говорят, от яда кого-то из завистников, коих у королевских фавориток всегда в избытке.
Вы знали, что в куртизанки шли не только девушки из народа? Оказывается, дворянки тоже не брезговали этим способом подзаработать. Мать Габриэль д’Эстре, например.
Простите, что захожу издалека, но эта женщина заслуживает того, чтобы сказать о ней пару слов. Какое-то время она состояла в любовной связи с герцогом Анжуйским. Затем без памяти влюбилась в того самого дю Га, в которого была влюблена и Шарлотта де Сов. Я рассказывала эту историю, когда писала о первой любовнице Генриха Наваррского при французском дворе.
Дю Га помог Франсуазе попасть в свиту королевы, сам он числился среди любимчиков Генриха III. И даже устроил так, что их комнаты во дворце находились по соседству. Но скоро дю Га пал от руки известного бретёра, барона де Витто. Франсуаза, уверенная, что Витто действовал по поручению Маргариты Валуа, на всю жизнь стала её заклятым врагом.
Несколько лет спустя у Франсуазы случился роман с маркизом д’Алегром, который из личной мести убил де Витто на дуэли. Ей было уже за сорок, д’Алегру не было и тридцати. И всё же любовники сбежали в Овернь, где маркиз был губернатором одного из городов. Там Франсуаза несколько раз с помощью солдат, бывших в распоряжении её любовника, пыталась захватить замок, в котором проживала Маргарита Валуа.
Тёмной июньской ночью 1592 года отряд вооружённых мятежников ворвался в дом губернатора. Они застали д’Алегра с любовницей в постели. Маркиза убили сразу. Франсуаза пыталась убежать и спрятаться, но убийцы настигли её и закололи. Обнажённые тела выбросили в окно. Двух маленьких дочерей Франсуазы, одну от мужа, другую от д’Алегра, мятежники не тронули. Поговаривали, что к этому происшествию приложил руку брошенный женой Антуан д’Эстре.
Но ещё до того как сбежать с любовником, Франсуаза, как умела, устроила жизнь Габриэль. А именно предложила дочь Генриху III за шесть тысяч экю. По крайней мере так утверждают современники.
Видимо, памятуя об удовольствиях которые некогда доставила ему бывшая любовница, король согласился на эту сделку. Но, в отличие от матери, дочь пришлась ему не по душе. И очень скоро оказалась в постели финансиста Заметы. Потом перешла к кардиналу де Гизу. Потом к герцогу де Лонгвилю, а от него к Роже де Бельгарду. Неизвестно сколько ещё любовников сменила бы юная красавица, но тут на неё пути возник Генрих Наваррский.
Он воспылал к Габриэль страстью и готов был на всё, чтобы покорить строптивую девицу, которая явно не отвечала ему взаимностью. Нет, Габриэль не набивала себе цену, ей в самом деле не слишком нравился Генрих. При этом она была влюблена в Бельгарда. Конечно, последнему пришлось ретироваться. К тому времени Наваррец стал королём Франции. Ни о каком соперничестве не могло быть и речи. Оставленная возлюбленным, осаждаемая Генрихом, Габриэль, под давлением родни, наконец, уступила.
Генрих осыпал её милостями. Габриэль получала всё, что только пожелает. Для вида девушку выдали замуж. Незавидную роль рогоносца предназначили Николя де Лианкуру. Но новоиспечённый супруг оказался не так прост. Он потребовал от прелестной жёнушки исполнения супружеских обязанностей. Это одинаково не понравилось и Габриэль, и Генриху. Так что от настойчивого супруга скоро избавились.
Брак расторгли на том основании, что Лианкур не способен выполнять супружеские обязанности, на которых так настаивал. Никого не смущало, что от первого брака у него, не много не мало, четырнадцать отпрысков.
К тому времени Габриэль смирилась со своей участью. Не самой худшей из возможных, надо заметить. Многие женщины мечтали оказаться на её месте. Придворные привыкли к тому, что ни одна красотка не задерживается подле короля надолго. Габриэль оказалась особенной.
Генрих баловал её, исполнял любые капризы. Со временем молодая женщина привыкла к нему, может быть даже привязалась. Особенно её положение упрочилось после того, как она родила ему двух сыновей и дочь. Тогда-то Габриэль и задумалась о том, как компенсировать отсутствие в своей жизни любви. Всё-таки Генрих не был мужчиной её мечты, зато был королём. Так почему бы ей не стать королевой?
У Генриха IV были все основания развестись с бездетной Маргаритой Валуа. А королям и прежде случалось жениться на девушках значительно ниже их по происхождению. Вот только приближённым Генриха не нравилась эта идея. Они боялись влияния Габриэль на короля. И не хотели видеть её своей королевой. Настолько ли, чтобы прибегнуть к яду? Не знаю.
Генрих Бурбон всегда отличался здравомыслием. Его вполне можно было убедить разумными доводами. Нам известно, что в тайне от Габриэль, которая была уверена в скорой свадьбе, он вёл брачные переговоры с испанским и английским королевскими домами. Что не помешало ему подарить любовнице обручальное кольцо. К тому же Габриэль снова была беременна. Противники этого союза могли насторожиться. Или нет? Генрих обманул уже стольких женщин. Стала бы прекрасная Габриэль исключением? Мы уже никогда не узнаем.
За несколько дней до Пасхи король собрался в Фонтенбло. Словно предчувствуя скорую смерть, молодая женщина плакала при расставании и просила его позаботиться о детях. Он утешил её как мог, обещал скоро вернуться. Но эта была их последняя встреча. Больше Генрих не увидит своей возлюбленной. Хотя, будь его воля, они могли бы свидеться ещё раз, чтобы попрощаться.
Габриэль послала за Генрихом сразу, как почувствовала себя плохо. Сначала он не придал значения, а когда понял, что дело серьёзно, позволил себя отговорить. Друзья убеждали короля, что он уже ничем не поможет, бедняжка обречена. Так пусть же в его памяти она останется такой, какой была при жизни. Незачем ему видеть больную, обезображенную страданиями любовницу. Меж тем Габриэль звала его снова и снова, она ждала до последней минуты, но так и не дождалась.
Генрих не присутствовал на похоронах. Он слёг в нервной горячке. Но уже через полгода посватался к тосканской принцессе, Марии Медичи. Конечно, это сватовство не имело к любви никакого отношения, то была политика. Но в жизни Генриха будет ещё немало любовных приключений. О некоторых из них я расскажу в следующий раз.
Буду рада вашим лайкам и комментариям.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить статьи о других исторических персонажах.