Музыка к кинофильмам – это как приправа для блюда. Без нее вы узнаете историю, но не сможете насладиться ею сполна, распробовать все ингредиенты в полной мере, почувствовать едва уловимые нотки вкуса. И, пожалуй, нет ни одного по-настоящему великого фильма без достойной музыки. Она может успокоить зрителя, возбудить его или пробудить любые другие угодные режиссеру эмоции. Она может как лечить, так и калечить. Пренебрежение музыкой легко может отправить фильм на задворки истории. Любимые фильмы мы пересматриваем десятки раз, а хорошие саундтреки слушаем сотни и даже тысячи раз, не правда ли? Давайте узнаем, как же происходит создание музыки к фильмам от культовых голливудских кинокомпозиторов современности.
Ханс Циммер
Композитор, который не только не имеет академического музыкального образования, но и который познакомился с киноиндустрией лишь в возрасте двенадцати лет. Как вспоминает Ханс Циммер в одном из интервью, его официальное музыкальное обучение продлилось лишь две недели, а в общей сложности его исключили из восьми школ. Но это вовсе не подавило его любовь к музыке. Он продолжил играть на фортепиано. При этом у него появилась еще одна страсть – экспериментировать со звуком. Однажды он даже присоединил к инструменту пилу, чтобы добиться новых звуков. Именно эта отличительная черта и легла впоследствии в основу композиторского стиля.
Приглашение композитора в Голливуд само походило на завязку сюжета для одного из вдохновляющих фильмов из солнечной Калифорнии. В 1988 году на пороге Ханса в Лондоне появился режиссер Барри Левинсон, который любезно предложил музыканту поехать в Голливуд и написать музыку для фильма «Человек дождя». Саундтрек «Человека дождя» получился характерным для Циммера: симфоническая музыка идеально сочеталась с электронной. Ханс также нашел место для экспериментов. Он использовал этнические стальные барабаны, которые часто используются в афрокарибской музыке. В 1989 году музыка Циммера впервые была номинирована на «Оскар». С этого момента он стал голливудским композитором.
Пойдя по уникальному пути с самого детства, Ханс Циммер открыл для себя огромные возможности в мире кинематографа. Отсутствие традиционного музыкального образования позволило композитору писать музыку не по общепринятым лекалам и экспериментировать. Его умения использовать неочевидные инструменты в композициях, а также гармонично сочетать электронную музыку с симфонической, фактически привели к образованию нового жанра и тренда в мире саундтреков. Из-за отсутствия академического образования Циммер пишет музыку так, как это не делает никто другой. Имея хоть какую-то информацию о фильме, будь то сценарий или кадр из фильма, Ханс уже начинает что-то придумывать. Основой его творчества является именно история. При этом одной из главных идей в написании саундтрека также является эксперимент. Сумма этих переменных приводит к созданию полноценного звукового мира, в который мы погружаемся при просмотре фильма с музыкой композитора.
Сегодня его студия в Санта-Монике имеет широкий спектр компьютерного оборудования и клавиатур, что позволяет быстро создавать демонстрационные версии музыки к фильмам. Циммер работал и продолжает работать над несколькими проектами с такими режиссерами, как Ридли Скотт, Рон Ховард, Гор Вербински, Майкл Бэй, Гай Ричи и Кристофер Нолан.
Джон Уильямс
Этот американский композитор и дирижер, прежде всего, известен как автор практически всей музыки к фильмам «Звездные войны». Музыкант, чьи произведения буквально спасали фильмы от провала. По количеству номинаций на «Оскар» Джона Уильямса обгоняет лишь Уолт Дисней. У мультипликатора их 59, а у композитора – 52, и это больше, чем у кого-либо из ныне живущих. Таких успехов он добился благодаря впечатляющей фильмографии.
Он родился в Нью-Йорке, вырос в музыкальной среде, воспитывался с братьями в дружной и крепкой семье. Он учился в классических американских музыкальных заведениях у самых известных педагогов США.
«Своего» режиссера Уильямс встретил только через пятнадцать лет работы в киноиндустрии. В начале 1970-х музыкальные записи к двум фильмам, «Воры» и «Ковбои», попали в руки Стивена Спилберга. Он тогда только готовился к своей первой режиссёрской работе на большом экране — драме «Шугарлендский экспресс». После прослушивания записей Спилберг сообщил студии Universal Pictures, что хочет встретиться с их композитором. Так началось их многолетнее сотрудничество.
Позже Спилберг познакомил Уильямса и с Джорджем Лукасом, который как раз начинал съемки первых «Звездных войн». Для этой картины композитор написал около двух часов музыки. Последним, что он сочинил, были открывающие фильм фанфары. Интересно, что даже после записи музыки Лондонским симфоническим оркестром студийные боссы все равно не верили в успех фильма. Он вышел в Лос-Анджелесе всего в тридцати кинотеатрах, причём не в пятницу, как другие крупные премьеры, а в среду. Однако зрители спасли ситуацию: при затратах в 11 миллионов долларов «Звездные войны» за 1977 год собрали в прокате более 775 миллионов. Звездное трио успешно продолжило сотрудничество, и Уильямс написал музыку почти для всех последующих картин Спилберга и Лукаса, в том числе и к величайшему фильму ХХ века «Список Шиндлера».
От работ других кинокомпозиторов музыку Джона Уильямса отличает интенсивное использование лейтмотивов. Его стиль стал мгновенно узнаваемым широкой публикой ещё в 70-х годах, и на протяжении уже нескольких десятков лет маэстро не перестаёт удивлять своих поклонников. Если кому-то и незнакомо имя композитора Джона Уильямса, с высокой долей вероятности он сможет напеть хотя бы один из мотивов американского композитора – настолько глубоко его музыка укоренилась в общественном сознании наряду с самыми узнаваемыми артефактами мировой поп-культуры.
Дэвид Арнольд
Английский кинокомпозитор, наиболее известный своей музыкой к пяти фильмам про Джеймса Бонда. В юности Арнольд играл на кларнете, гитаре и клавишных в школьных группах, оркестрах, ночных клубах, пабах и концертных залах. Потом его интерес стал склоняться от сочинения и исполнения к сочинению, аранжировке и продюсерству.
Еще до того, как Арнольду предложили написать музыку к первому из фильмов о Бонде, его любовь к творчеству Джона Бэрри, автора музыки для первых фильмов бондианы, привела к тому, что в 1997 году он выпустил альбом под названием «Shaken and Stirred», на котором было много известных классических тем из фильмов о Джеймсе Бонде в современной обработке и аранжировке Арнольда и в исполнении самых разных известных музыкантов, в том числе Leftfield, Pulp, Крисси Хайнд, Propellerheads и Игги Попа. Сам Джон Бэрри, услышав запись, предложил Арнольду взять на себя работу над музыкой к фильму 1997 года «Tomorrow Never Dies».
За последние пятнадцать лет британский музыкант написал музыку более чем к 50 фильмам и телевизионным проектам. Помимо своей работы с Эптидом, Арнольд часто сотрудничает с режиссерами Джоном Синглтоном и Роландом Эммерихом. За «День независимости» Арнольд получил «Грэмми» в номинации «Лучшая инструментальная композиция, написанная для кинофильма или телевидения». А одним из самых узнаваемых его сочинений стала музыка к сериалу «Шерлок».
Помимо работы в кино и на телевидении Арнольд сотрудничал с известными музыкальными группами и исполнителями, в том числе с Cast, The Cardigans, Kaiser Chiefs, Massive Attack, Pulp, Наташей Бедингфилд, Мелани Си, Бьорк, Крисом Корнеллом, Ширли Мэнсон и Марком Морриссом. Недавно Дэвид Арнольд был принят в члены Британской академии кино и телевидения.
Рамин Джавади
Один из наиболее востребованных кинокомпозиторов современности. В его дискографии саундтреки к десяткам голливудских блокбастеров, компьютерных игр и сериалов, среди которых отдельное место занимает «Игра престолов». Именно Рамин Джавади – автор музыки ко всем восьми сезонам культового сериала HBO.
Еще в юности Рамин Джавади, сын иранского эмигранта, родившийся и выросший в Германии, делал успехи в музыке. Он виртуозно играл на гитаре и пианино, что позволило ему без труда поступить в Колледж Беркли и закончить с отличием самое престижное учебное заведение для музыкантов. Первой работой молодого композитора стал саундтрек к сиквелу популярной компьютерной игры «System Shock», после которой талантливого выпускника Беркли заметил Ханс Циммер и пригласил его на свою студию Remote Control Productions. В период сотрудничества с Хансом Циммером Рамин Джавади принял участие в создании саундтреков к таким культовым фильмам как «Бэтмен: Начало», «Пираты Карибского моря: Проклятие “Черной жемчужины“» и многим другим.
Рамин Джавади, будучи c детства большим поклонником истории о супергерое-изобретателе, написал для экранизации комикса Marvel «Железный человек» саундтрек, который получил «Грэмми», а его главная тема «Driving With The Top Down» с тяжелой гитарной партией — массовую популярность. Но, несмотря на эту и многочисленные другие бесспорно талантливые работы композитора («Побег», «Дракула», «Варкрафт», «Тихоокеанский рубеж»), у широкой аудитории имя Рамина Джавади ассоциируется в первую очередь с музыкой к сериалу «Игра престолов». Критики не единожды оценили титры сериала, наполненные невероятно атмосферной музыкой Джавади, за которую автор удостоен своей «Эмми». Музыка всецело принадлежит Джавади, за которую автор получил десятки наград, среди которых награда Американского общества композиторов.
Джастин Гурвиц
Американский композитор и сценарист. Наибольшую известность получил как автор музыки к фильму «Ла-Ла Ленд» (2016), также написал музыку к двум другим фильмам Дэмьена Шазелла - «Гай и Мэдлин на скамейке в парке» (2009) и «Одержимость» (2014).
За «Ла-Ла Ленд» Гурвиц получил премию «Золотой глобус» за лучшую музыку к фильму и за лучшую песню («City of Stars»), премию BAFTA за лучшую музыку к фильму и получил премию «Оскар» за лучшую музыку к фильму и дважды за лучшую песню (за «Audition (The Fools Who Dream)» и «City of Stars»).
Этот фантастически красивый и романтичный саундтрек, а также другие музыкальные темы из оскароносного фильма «Ла-Ла Ленд» вы сможете услышать в авторской аранжировке джазового виртуоза Александра Маслова на концерте в КСК «Тинькофф Арена» «Cinema Orchestra Medley» уже 22 августа. В исполнении нового оркестра Санкт-Петербурга «Imperial Orchestra» также прозвучат лучшие саундтреки к любимым культовым фильмам современности в популярном музыкальном жанре Medley.
Не пропустите грандиозное событие этого лета!
С афишей можно ознакомится на официальном сайте classica.spb.ru