Музыка - неотъемлемый элемент любого фильма. Она дополняет сюжет, придает ему объем и завершенность. Именно музыка делает ленту узнаваемой, и в этом, безусловно, заслуга композитора, тонко чувствующего время и желания зрителей. Таким кинокомпозитором и стал Ханс Циммер, сочинивший музыку более чем к 150 фильмам.
Пожалуй, даже самый заядлый поклонник творчества Ханса Циммера не сможет перечислить все саундтреки, написанные им к многочисленным фильмам. При этом далеко не все знают, что профессиональное образование самого востребованного голливудского композитора ограничивается двухнедельными курсами игры на фортепиано. В чем же секрет этого музыканта, покорившего своей музыкой сердца миллионов людей по всему миру?
Несмотря на то, что в детстве Ханс Циммер, как и полагается, воспитывался на музыке Иоганна Себастьяна Баха, Франца Шуберта и других великих композиторов, главным увлечением мальчика было «препарирование» пианино. Он часами мог «настраивать» инструмент, дополнять его разными приспособлениями, добиваясь новых интересных звучаний.
«В детстве я одной ногой был в лагере музыкантов, а другой хотел убежать к изобретателям. Мне хотелось выяснить, каково это - создавать новые звуки», — вспоминает Циммер. Так и случилось: с годами он вырос в музыканта-изобретателя. «Я самоучка, и я всегда слышал музыку в своей голове», — говорит композитор.
Так и сложилось, что основой для творчества Циммера стал эксперимент. Он может написать треклист блокбастера на планшете, а может собрать целый оркестр, придумать для каждого исполнителя соло-партии, заставить всех играть одновременно и дополнять услышанное электронными звуками. Другими словами, Циммер работает иначе, не так, как другие кинокомпозиторы. Порой ему достаточно одной старой помятой фотографии, чтобы написать саундтрек к ленте.
«Я четко понимаю, что у меня нет ни малейшего понятия, как снять ваше кино. Это лишь чистый лист бумаги. Самое главное в фильме — это история, поэтому у режиссера, сценариста и оператора есть одна общая черта. Все мы пытаемся создать самостоятельные миры», — говорит он.
Музыкальная карьера Ханса Циммера началась в 1970-е, когда он переехал из Франкфурта-на-Майне в Лондон и поступил на учебу в Hurtwood School. Вскоре он встал за клавиши и синтезатор в группе Krakatoa. В 1977-м Циммер сменил прописку и стал частью группы Buggles, играющей в жанре нью-вейв, который сочетает в себе панк-рок, электронику и экспериментальную музыку. С 1970-го по 1980-й Циммер опробовал целую палитру жанров — от панка до фолка — и писал рекламные джинглы. В итоге творческий путь свел его со Стэнли Майерсом, композитором фильмов "Навострите ваши уши", "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" и "Охотник на оленей". Циммер и Майерс создали студию Lillie Yard, главной фишкой которой стало соединение оркестровой и электронной музыки. Тогда ни Майерс, ни Циммер не знали, что спустя 20 лет формула «электро плюс классика» станет главным трендом.
Но, как это часто бывает, творческая личность рано или поздно начинает стремиться к сольной карьере. Так произошло и Хансом Циммером. Побывав в роли ассистента Стэнли, он многое узнал о работе кинокомпозитора и решил попробовать творить самостоятельно. Дебютной работой Ханса считается главная тема фильма "Предельная выдержка" (1987). Но известность он получил благодаря другой ленте. Музыка, написанная для фильма "Человек дождя" Барри Левинсона, позволила оказаться Циммеру самым желанным композитором в Голливуде. Его номинировали на "Оскар", но заветную статуэтку композитор тогда не получил.
Зато композитор выработал свой стиль. Своей музыкой Ханс Циммер рассказывает истории. Конечно, не каждый саундтрек – это философский трактат, но некоторые его работы имеют подтекст. Так, музыка "Последнего самурая" отражает путь воина, "Тельма и Луиза" — это бунтующий дух, "Код да Винчи" – две тысячи лет христианской истории.
«Это роскошное состояние, если вы понимаете, о чем кино. Всем нравится, когда им рассказывают хорошую историю, — говорит Циммер. — Обычно, как только история обрастает подробностями, у меня появляются идеи. Не то чтобы я слышу мелодии — я слышу звук. Что-то скребет внутри меня, пытается вырваться наружу. Идеи обретают форму».
Большую роль в становлении Циммера как композитора, пытающегося донести смысл, сыграл "Король Лев". Чем больше музыкант погружался в историю, тем отчетливее он видел не мультяшных зверей, а настоящую трагедию.
«Я испытал эту трагедию на себе. У меня умер отец, и после себя он оставил маленького ребенка. Это то, что произошло со мной в детстве. Мне тогда было шесть лет. Дети не задумываются об этом (кто бы что ни говорил), пока сами не столкнутся. Поэтому впервые за долгое время я сел и задумался о гибели отца, вспомнил все, что тогда испытал, и писал музыку под этими эмоциями. Это был единственный способ написать искренний саундтрек к „Королю Льву“. В какой-то степени это реквием по моему отцу», – делится переживаниями Циммер.
Именно за эту работу Ханс Циммер получил своего единственного "Оскара", несмотря на то, что был номинирован на эту премию около тридцати раз.
Как уже говорилось, Циммер не любит писать музыку к видеоряду или сценарию, предпочитая беседы с режиссерами об их замыслах. Режиссер Кристофер Нолан, знакомый с методом Циммера, заказывал музыку к фильму "Интерстеллар", ни слова не сказав композитору о космических путешествиях: он попросил написать тему для сюжета об отце, который вынужден покинуть свой дом и своих детей ради очень важного дела. Когда саундтрек к "Интерстеллару" был готов, Циммер все еще не знал, о чем будет фильм. В конце концов Нолан послушал музыку и сказал: «Надо как можно скорее снять этот фильм». Только потом Циммер узнал о задумках режиссера и пришел в недоумение.
«Крис описывал масштабный, эпичный фильм о космосе, науке, человечестве, и тут я его прервал: «Погоди, я написал тебе чрезвычайно личную вещь, ты же это понимаешь?» Он ответил: «Да, и теперь я знаю, каким будет сердце моего фильма. Все, что касается этой картины, чрезвычайно личное», – рассказывал Циммер.
Циммер утверждает, что никогда не понимал разницы между композитором и программистом. Он видит будущее, в котором каждый желающий сможет написать качественную музыку, поделиться ею в интернете и найти себе интересных коллег по цеху. «На самом деле я пишу код, а не музыку», – утверждает Циммер, объясняя, что когда человек прописывает ноты, то он сочиняет инструкцию для другого музыканта, который будет исполнять написанное. Сам Циммер предпочитает сочинять музыку на компьютере, что позволяет самому проигрывать то, что добавил в семпл.
«Технологии не упрощают жизнь, – поясняет композитор. – На самом деле все становится только сложнее, потому что возможности становятся безграничными».
Услышать лучшие композиции Ханса Циммера в Петербурге в исполнении симфонического оркестра можно на концерте «Cinema Orchestra Medley», который состоится 22 августа в КСК «Тинькофф Арена».
А те, кому интересно, как звучит музыка из фильма «Интерстеллар» в исполнении органа, виолончели и фортепиано, могут услышать ее на самом атмосферном концерте в зале собора Яани Кирик «Триумфальный орган».
С афишей можно ознакомится на официальном сайте classica.spb.ru