Найти в Дзене
PLATFORMA MEDIA

Как судятся российские авиакомпании и пассажиры

«Секрет Фирмы» рассказывает о судебных делах между пассажирами и авиакомпаниями и вместе с юристами разбирается, кто чаще выигрывает в подобных тяжбах. Кейсы комментирует Ирина Цветкова, адвокат, основатель сервиса PLATFORMA.

В начале июля пассажир рейса Москва — Анталья открыл аварийную дверь стоящего самолёта, и из-за этого сработал надувной трап. Авиакомпания «Россия», которая отвечала за рейс, заявила, что намерена судиться с «дебоширом».

Как наказывают за курение на борту

В 2018 году авиакомпания «Победа» взыскала 700 000 рублей штрафа с пассажиров, куривших в салоне. Компания победила сразу в трех судебных делах. Согласно правилам полётов, если сработали пожарные датчики, экипаж вынужден совершить аварийную посадку. Так как приборы срабатывают из-за курения, то вина ложится на пассажира.

Однако в том же 2018 году, спустя несколько месяцев, компания проиграла другое подобное дело и не смогла взыскать деньги с пассажира за курение. У «Победы» не было документов на датчики, поэтому компания не смогла доказать, что прибор сработал по вине пассажира. После этой истории компания не проиграла ни одного дела против курильщиков.

Подобные дела выигрывают и другие авиакомпании — «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии». Обычно ответчики заявляют, что необходимости в вынужденной посадке не было, но суд всё равно взыскивает указанную в иске сумму.

Подобные дела показывают, что при наличии прямых доказательств курения на борту самолёта пассажиру неминуемо придётся заплатить крупную сумму.

Что ждёт авиадебоширов

4 февраля 2020 года самолёт рейса Москва — Пхукет вынужденно приземлился в столице вскоре после вылета. Один из пассажиров находился в состоянии алкогольного опьянения, много матерился и нарушал общественный порядок, а также не реагировал на замечания членов экипажа. Авиакомпания «Аэрофлот» подала иск к авиадебоширу. Суд встал на сторону перевозчика и взыскал с мужчины 97 000 рублей.

Подобный случай произошёл в 2016 году на рейсе Новосибирск — Владивосток. Пьяный гражданин пытался ударить проводника, который не дал пассажиру открыть аварийный выход. Мужчину арестовали на двое суток, и обязали его выплатить 150 000 рублей, чтобы возместить убытки авиакомпании «Аврора».

За дебош на борту россияне не только отделывались штрафами, но и получали реальные сроки. Самый резонансный случай произошёл в 2013 году. Российский бизнесмен Сергей Кабалов во время полёта в Египет избил бортпроводника и пытался угнать самолёт. Во время вынужденной посадки Кабалова скрутили и доставили в изолятор, где он провёл год в ожидании приговора суда. Судья расценил действия мужчины как попытку захватить воздушное средство. В итоге нарушителя отправили в колонию строго режима на 3,5 года.

В 2019 году произошёл ещё один резонансный случай. Пассажир самолёта, летевшего в Турцию, избил стюардессу. За это его поместили под стражу на 2 месяца.

Эти и другие случаи показывают, что при рассмотрении исков от авиакомпаний к дебоширам суд встаёт на сторону истца. По словам партнёра «Прецедент консалтинг» Евгении Завацкой, иски авиакомпаний к пассажирам встречаются редко, но суммы исчисляются миллионами.

Какие иски предъявляют авиакомпаниям

Судятся не только авиакомпании, но и пассажиры. Чаще всего — из-за проблем с багажом и задержек рейсов.

«Много споров о взыскании с авиаперевозчиков связаны с нарушением прав пассажиров как потребителей. Пассажиры взыскивают компенсацию за утраченный багаж, убытки, связанные с приобретением новых авиабилетов (если рейс отменили или задержали, и пассажир не успел на следующий рейс), штрафы за задержку рейса и т.д. Суммы заявленных требований по таким спорам составляют от 3000 до 200 000», — рассказывает Евгения Завацкая.

В 2017 году авиакомпания «Победа»заставила пассажира Ивана Степанченко заплатить 1500 рублей за пакет, который был больше максимальной нормы ручной клади. Однако он решил пожаловаться в Роспотребнадзор. Ведомство установило, что авиакомпания не вправе поступать так в данной ситуации, и выписало штраф 20 000 рублей. «Победа» попыталась оспорить дело, но суд лишь подтвердил правоту Роспотребнадзора.

В мае 2019 года пассажирка «Уральских Авиалиний» взыскала 80 000 рублей за утерянный багаж. Авиакомпания пыталась обжаловать решение, но суд оставил его без изменений.

Ваши права нарушены, но не хватает финансов для судебных тяжб? Добавьте дело на сайт PLATFORMA и найдите инвестора и юриста!

В 2020 году пассажирка рейса Калининград — Москва смогла взыскать с авиакомпании «Уральские авиалинии» 5280 рублей за задержку, из-за которой она опоздала на стыковочный рейс Москва — Афины.

Продолжение на сайте «PLATFORMA.MEDIA»