Найти в Дзене
ПАНТОГРАФ

Что нового у железных дорог Таджикистана после распада СССР

Традиционный обзор того, что нового из железнодорожной техники появилось после распада (развала) СССР. На этот раз обратим свой взор на Таджикистан. Обзор будет касаться тяговых средств, вагонный парк оставим за рамками данного материала.

Для начала немного справочной информации. Протяженность железных дорог общего пользования в стране составляет 680 км (по состоянию на 2008 год). Основным оператором железнодорожного транспорта является ГУП "Таджикская железная дорога" ("Роӽи оӽани Тоҷикистон"). При этом все ширококолейные железные дороги в Таджикистане неэлектрифицированы. Имеется ведомственная узкоколейная железная дорога Пролетарск - Сулюкта, она является единственной электрифицированной железной дорогой не только в Таджикистане. Железные дороги Таджикистана состоят из двух изолированных сетей: Термез - Душанбе I - Вахдат - Яван - Курган-Тюбе - Шаартуз с веткой Курган-Тюбе - Куляб и Нау - Шураб с веткой Ленинабад - Худжанд и выходом от станции Канибадам на Ферганское отделение Узбекской железной дороги.

Итак, что же получил Таджикистан за годы независимости.

Тепловозы серии ТЭМ2УМ, включая ТЭМ2УМ-1086 постройки Брянского машиностроительного завода 2005 года выпуска, ТЭМ2УМ-1083 1996 года выпуска.

Имеется в Таджикистане и тепловозы серии ТЭМ18ДМ. Машина с номером 3070 была выпущена в Брянске в 2013 году. Тепловоз работает на предприятии ГУП "Рохи охани Точикистон", к парку данного предприятия приписан и локомотив ТЭМ2УМ-1083. Еще один ТЭМ18ДМ-3072 приписан к ТЧ-2 Худжанд, машина также 2013 года постройки. Также у одного из частных операторов имеется тепловоз ТЭМ18ДМ-3071.

Таджикские железные дороги, как и транспортные предприятия Казахстана, Киргизии, Азербайджана или Молдавии, эксплуатируют технику производства АО "Локомотив құрастыру зауыты" (Казахстан). В частности, в ТЧ-1 Душанбе имеется три тепловоза серии ТЭ33А с номерами 0113,0114,0300. Первые два тепловоза были выпущены в 2012 году. К ТЧ-2 Худжанд приписан тепловоз ТЭ33А-0175 2012 года выпуска.

Тепловоз ТЭ33А-0175, фото Ibrahim Rustamov
Тепловоз ТЭ33А-0175, фото Ibrahim Rustamov
Тепловоз ТЭ33А-0300, Худжант, 2019 год, источник фото https://trainpix.org/photo/279274/?vid=117657, автор rasto
Тепловоз ТЭ33А-0300, Худжант, 2019 год, источник фото https://trainpix.org/photo/279274/?vid=117657, автор rasto
Тепловоз ТЭ33А-0113, Согдийская область, станция Пролетарск, 04.2015 года, источник фото https://trainpix.org/photo/130659/?vid=45757, автор Валерий Л
Тепловоз ТЭ33А-0113, Согдийская область, станция Пролетарск, 04.2015 года, источник фото https://trainpix.org/photo/130659/?vid=45757, автор Валерий Л

В 2016 году Таджикистан приобрел в Эстонии дизель-поезд ДР1А-312 1992 года постройки (сформирован из вагонов составов 312, 243 и 241), в Таджикистан состав пришел в четырехвагонном исполнении. Данный состав является единственным дизель-поездом на Таджикских железных дорогах. По состоянию на 2019 год состав обслуживает маршрут Душанбе – Пахтаабад.

ДР1А-312/243/241, перегон Душанбе-I - Душанбе-II, 2018 год, источник фото группа ВК "Уникальные ЖД фото", автор Mikolalex
ДР1А-312/243/241, перегон Душанбе-I - Душанбе-II, 2018 год, источник фото группа ВК "Уникальные ЖД фото", автор Mikolalex
ДР1А-312/243/241 в Таджикистане, фото www.pinterest.ru
ДР1А-312/243/241 в Таджикистане, фото www.pinterest.ru

На предприятии ГУП "Рохи охани Точикистон" работает тепловоз 2ТЭ10У-0545, выпущенный в 1996 году в Луганске и изначально работавший на Украине, в 2019 году локомотив был приобретен Таджикистаном. Второй локомотив с аналогичной судьбой 2ТЭ10У-0544 приписан к ТЧ-2 Худжанд, при этом по состоянию на 2015 год тепловоз находился в нерабочем положении.

2ТЭУ-0545 с грузопассажирским поездом, перегон Бахор - Яван, 04.2018 года, источник фото https://trainpix.org/photo/235126/?vid=45783, автор Mikolalex
2ТЭУ-0545 с грузопассажирским поездом, перегон Бахор - Яван, 04.2018 года, источник фото https://trainpix.org/photo/235126/?vid=45783, автор Mikolalex

Как видно не густо, зато в Таджикистане до сих пор в строю несколько тепловозов серии 2ТЭ10Л.

Тепловоз 2ТЭ10Л-2142, Таджикистан, 2008 год, фото https://trainpix.org/photo/130436/?vid=45785 автор Валерий Л
Тепловоз 2ТЭ10Л-2142, Таджикистан, 2008 год, фото https://trainpix.org/photo/130436/?vid=45785 автор Валерий Л

Канал "ПАНТОГРАФ". Фото из открытого доступа сети "Интернет".

ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки

Другие материалы канала по теме железных дорог:

Что нового у литовских железных дорог после распада СССР?

Немного интересной железнодорожной техники. Фото с сети

Большому кольцу Московской железной дороги (БМО) - 150 лет!

-8