Во время Холодной войны советское конструкторское бюро имени Яковлева разработало ударный истребитель вертикального взлета и посадки Як-38 для работы с легкими авианосцами военно-морского флота класса "Киев".
Поступив на вооружение в 1976 году и прослужив до 1991 года, года распада Советского Союза, когда четыре корабля класса "Киев" были выведены из эксплуатации из-за бюджетных ограничений. Истребители были способны летать на скорости 1 мах, на относительно низкой высоте 11 км и имели только четыре внешних точки подвески для перевозки бомб, ракет и снарядов.
Хотя Як-38 был ограничен в своих боевых возможностях, он с самого начала предназначался прежде всего для обеспечения советских военных опытом эксплуатации самолетов с ВВП (вертикального взлета и посадки) со своих носителей и придания Яковлеву бесценного конструкторского опыта в этой области.
Еще до того, как Як-38 поступил на вооружение, советский военно-морской флот уже запросил более мощную платформу СВВП (самолет вертикального взлета и посадки) с превосходящими возможностями по сравнению с Як-38, причем самолет служил временной платформой для советского Военно-Морского Флота.
Предполагалось, что новая платформа СВВП будет иметь возможности, аналогичные передовым истребителям четвертого поколения советских ВВС, таким как МиГ-29 и Су-27, и Яковлев начал работу над новой платформой еще до первых поставок Як-38 советскому флоту.
Як-141, также известный как Як-41, совершил свой первый полет 11 лет спустя, в 1987 году.
Самолет был значительно быстрее, маневреннее, дальнобойнее, с лучшими летными характеристиками и вооружением, чем его предшественник Як-38 - и способен нести самые современные советские ракеты класса "воздух-воздух" и противокорабельные ракеты, используемые другими истребителями четвертого поколения.
Эта программа считалась главным приоритетом для Яковлева, особенно в свете масштабной военно-морской экспансии СССР, начавшейся в середине 1980-х годов, в рамках которой должен был быть построен крупный авианосный флот, включая суперавианосцы, сравнимые с американскими военными кораблями класса "Нимиц".
Конструкторское бюро выделило десять главных инженеров для проекта - с более чем пятьюдесятью проектными исследованиями, представленными для новой платформы. В сентябре 1991 года, всего за несколько месяцев до распада СССР, Як-141 совершил первую вертикальную посадку на сильно модифицированный авианосец класса "Киев" "Адмирал Горшков".
С распадом Советского Союза и последующим упадком российской экономики, которая сократилась более чем на 40% с 1992 по 1997 год, Яковлев потерял финансирование для продолжения проекта. К тому времени на вооружении находилось уже четыре рабочих прототипа.
По состоянию на 2018 год ряд последних разработок в российских вооруженных силах, и в частности ВМФ России, вполне могут привести к возрождению программы Як-141. Поскольку экономика России начала медленно восстанавливаться с 2000 года, а страна стремится укрепить свой военный потенциал в рамках масштабной модернизации, начатой в 2008 году, ряд частично завершенных оружейных программ советской эпохи были возрождены.
С конца 2000-х годов начальник российского Генштаба генерал Николай Макаров решительно выступал за необходимость ввода легких авианосцев на вооружение ВМС страны, причем четыре таких авианосца планировалось построить в рамках совместного с Францией проекта, из которого Париж вышел в 2014 году.
Россия с тех пор работает над развитием возможностей для строительства легких авианесущих военных кораблей внутри страны а по словам заместителя главкома ВМФ Виктора Бурсука, страна намерена начать строительство первого из этих кораблей в 2020 году.
Поскольку Як-141 уже находился на поздних стадиях прототипирования в момент его отмены, затраты на исследования и разработки для перевода конструкции в стадию готовности к производству были значительно снижены.
При значительном спросе на бюджетные самолеты, способные работать с легких авианосцев, такие страны как Китай, Таиланд и Южная Корея - потенциальные клиенты, которые выставляют такие боевые корабли, Як-141 в перспективе потенциально может стать крупным экспортным успехом для российской военной авиации.
Поскольку Китай в настоящее время строит три десантных корабля 075, массивные 40 000 - тонные корабли, каждый из которых способен перевозить до 30 самолетов, Пекин, вероятно, станет крупным клиентом для передового российского истребителя СВВП-с экспортными продажами, снижающими стоимость запуска программы и делающими ее значительно более рентабельной.
Истребители ВВП призваны служить эффективным мультипликатором силы для любой авианосной ударной группы, которая их выставляет, причем самолеты, вероятно, развернут некоторые из наиболее способных российских средств противостояния, позволяющих им угрожать вражеским самолетам и военным кораблям на экстремальных дальностях.
Учитывая, что первоначально Як-141 должен был оснащаться ракетами класса "воздух-воздух" Р-77, платформами большой дальности и самыми передовыми в российском арсенале на тот момент, остается возможным, что современная адаптация платформы могла бы развернуть смертоносные новые ракеты класса "воздух-воздух" К-77 - платформы, основанные на Р-77, но широко модифицированные для развертывания истребителями следующего поколения и сохраняющие беспрецедентную дальность удара 193 км и высокую степень точности.
Если вам понравилась статья, поддержите ее лайком, а канал подпиской! Спасибо!