Найти тему

Обслуживание лифтов в МКД: что нужно знать

Оглавление

При наличии в многоквартирных домах лифтов за их обслуживание, а также содержание в надлежащем виде отвечает управляющая компания. Когда УК принимает дом под ответственность, она обязана убедиться, что всю необходимую техническую документацию на лифты включили в список документов дома. В данном материале речь пойдёт о том, какие обязанности есть у управляющей компании МКД, имеющим подъемники, а также кто является ответственным за документацию.

Обслуживание лифтов в МКД
Обслуживание лифтов в МКД

Обслуживание лифтов в МКД: обязанности управляющей компании

К числу документов, которые регулируют эксплуатацию лифтов, можно отнести следующие.

  • «Правила по организации содержания и использования лифтового оборудования, эскалаторов, пассажирских конвейеров, а также подъёмников для инвалидов», которые были утверждены правительственным постановлением № 743 от 24 июня 2017 г. (дальше – Правила № 743).
  • Правительственное постановление № 491 от 13 августа 2006 года.
  • Техрегламент № 011/2011 Таможенного союза «О безопасности лифтов»;
  • Профессиональный стандарт «Диспетчер аварийно-диспетчерской службы», утверждённый приказом Министерства труда России № 1120н от 25 декабря 2014 года.

Чтобы содержать технику в хорошем состоянии, управляющая компания может собственными силами обслуживать лифты в многоквартирных домах либо должна обеспечить заключение договора с организацией – например ООО "ОСК №1". Кроме того, она обязана организовать диспетчерский контроль над функционированием лифтового оборудования, а также техническое и аварийное обслуживание техники круглые сутки (пункты 4 и 18 Правил № 743).

В пункте 18 оговариваются требования, предъявляемые к техническому обслуживанию лифтов в МКД, которое должно осуществляться круглые сутки. В перечень требований входит приём заявок об аварийных ситуациях и неисправностях, их регистрация, направление на исполнение бригадам, а также контроль над устранением аварий.

Документация и обслуживание лифтов в многоквартирных домах: кто ответственный?

Чтобы обслуживать подъемники, управляющая компания вправе обеспечить заключение договора с организацией. А кто отвечает за техническую документацию? По закону обслуживающая организация владельцем лифтов не является, поэтому за документацию не отвечает. Всю ответственность несет управляющая компания.

  • В техническую документацию входят паспорта лифтового хозяйства (пункт 1.5.1 Правил № 170).
  • Владелец лифта является индивидуальным предпринимателем либо юридическим лицом, которые владеют объектом на основании права собственности или на другом основании, а также используют и содержат объект (пункт 3 Постановления Правительства № 743).
  • Владелец лифта обязан обеспечить его безопасное использование и содержание, включая сохранность документации на оборудование (подпункт «и» пункта 4 Правил № 743).
  • В случае смены владельца лифта новый владелец объекта должен обеспечить наличие техдокументации (пункт 15 Правил № 743).

Выводы:

  1. На основании пункта 3 Постановления Правительства России № 743 владелец лифта в многоквартирном доме – управляющая компания. Документация на подъемное оборудование включена в состав техдокументации, поэтому за её сохранность отвечает тоже управляющая компания;
  2. Чтобы обслуживать лифты в МКД, управляющая компания вправе заключить договор с организацией.
  3. Обслуживающая лифты компания – не владелец этой техники, поэтому не несет ответственности за документацию.
  4. Управляющая компания обязана организовать надлежащий диспетчерский контроль над работой лифтов, а также их аварийно-техническое обслуживание 24 часа в сутки.