В массовом сознании танк - это нечто большое, тяжелое и очень прочное. А самое главное - это абсолютно вездеходная машина. Как тот трактор. Танки грязи ж не боятся. Оказывается, все же боятся.
На старых фото или архивных видеохрониках многим случалось увидеть бревно на танке, или даже бревна, которые, как привило, крепились вдоль бортов. Если приглядеться к танкам гораздо более современным, чем техника Второй мировой войны, то и на них можно снова увидеть бревно. А, как известно, в армии не бывает ничего лишнего.
Практика применения танков в боевых условиях уже в начале Второй мировой войны показала, что для полноценной эксплуатации танка и его полевого ремонта на борту должен присутствовать набор необходимых инструментов. Лом, кувалда, поперечная пила, лопата, буксирный трос, ящик ЗИП. Укрывной брезент, наконец. Всё это, и не только, возили на броне, так как тащить в боевое отделение такую груду всего было не рационально. Хотя разговоры, что это укрепляло броню танка, конечно, наивны - для этого использовались бронированные экраны, траки, закрепленные на корпусе, а иногда и металлические сетки. Возили это сугубо по эксплуатационной необходимости. Как и бревно. Тем более, вы удивитесь тому, что это самое бревно - часть экипировки танка.
Вполне естественен вопрос: для чего ТАНКУ нужно БРЕВНО?
Так вот- бревно это не просто так, а имеет собственное наименование— бревно самовытаскивания и нужно оно, чтобы танк мог сам себя вытащить из непролазной грязи. Бревно укладывается под гусеницы спереди танка и крепится тросами или цепью. Затем мехвод трогается с места и бревно, цепляясь за грунт, вытаскивает танк. Да и вообще любую технику на гусеничном ходу.
Этому способу извлечения застрявшего танка столько же лет, сколько и танку, как таковому. Бревно для этих целей использовалось уже на первом танке в истории - британском Mark I. Это бревно, которое уместнее назвать деревянной балкой в силу прямоугольной формы, крепилось цепями к гусеницам увязшего танка и танк использовал его в качестве опоры, выбираясь из вязкого грунта.
Способ, при всей своей гениальности, имел большой недостаток. Если эта процедура происходила в условиях боевых действий, то как минимум двое членов экипажа были ничем не защищены под вражеским огнем. А установка бревна и его крепление - дело довольно долгое. Поэтому в тридцатых годах прошлого столетия процедуру усовершенствовали, путем крепления между траками двух крюков. Под эти крюки укладывали бревно и когда крюки отталкивались от бревна, то оно превращалось в очень эффективный грунтозацеп. Крюки получили имя своего создателя - советского военного инженера Анатолия Федоровича Кравцева. Благодаря такому усовершенствованию, время, необходимое для эвакуации танка было существенно уменьшено. Но в итоге от крюков Кравцева всё же отказались. Ведь цепь или трос подходили всегда, а крюк Кравцева требовался для каждого типа машин свой собственный и их чаще всего делали в полевых мастерских, в экипировку танка они не входили.
Принято считать, что бревно на броне вызывало удивление у союзников и они не знали о его назначении. Это, конечно, неправда. Таким способом эвакуации застрявших танков пользовались и американцы и британцы.
Бревно самовытаскивания присутствует даже на Т-90, а вот Леопард и Абрамс от него уже отказались, их эвакуирует специализированная техника, что совсем не означает, что танкисты забыли ценность простого бревна.
На Армате бревно уже отсутствует, его заменяет устройство самовытаскивания, хотя на публичной демонстрации Арматы в 2015 году про бревно всё же спрашивали. Но на новейшем танке от архаики решили отказаться, Армата позиционируется уже совсем по другому.
Новое устройство самовытаскивания танка запатентовали в 2014 году. Как утверждается, это устройство не уступает бревну по эффективности, но компактнее и гораздо легче.