Найти в Дзене
RelaxGoodMusic

Деревянный тюнинг для танка или для каких целей на танки вешалось бревно.

Оглавление

В массовом сознании танк - это нечто большое, тяжелое и очень прочное. А самое главное - это абсолютно вездеходная машина. Как тот трактор. Танки грязи ж не боятся. Оказывается, все же боятся.

На старых фото или архивных видеохрониках многим случалось увидеть бревно на танке, или даже бревна, которые, как привило, крепились вдоль бортов. Если приглядеться к танкам гораздо более современным, чем техника Второй мировой войны, то и на них можно снова увидеть бревно. А, как известно, в армии не бывает ничего лишнего.

Практика применения танков в боевых условиях уже в начале Второй мировой войны показала, что для полноценной эксплуатации танка и его полевого ремонта на борту должен присутствовать набор необходимых инструментов. Лом, кувалда, поперечная пила, лопата, буксирный трос, ящик ЗИП. Укрывной брезент, наконец. Всё это, и не только, возили на броне, так как тащить в боевое отделение такую груду всего было не рационально. Хотя разговоры, что это укрепляло броню танка, конечно, наивны - для этого использовались бронированные экраны, траки, закрепленные на корпусе, а иногда и металлические сетки. Возили это сугубо по эксплуатационной необходимости. Как и бревно. Тем более, вы удивитесь тому, что это самое бревно - часть экипировки танка.

Вполне естественен вопрос: для чего ТАНКУ нужно БРЕВНО?

Так вот- бревно это не просто так, а имеет собственное наименование— бревно самовытаскивания и нужно оно, чтобы танк мог сам себя вытащить из непролазной грязи. Бревно укладывается под гусеницы спереди танка и крепится тросами или цепью. Затем мехвод трогается с места и бревно, цепляясь за грунт, вытаскивает танк. Да и вообще любую технику на гусеничном ходу.

-2

Этому способу извлечения застрявшего танка столько же лет, сколько и танку, как таковому. Бревно для этих целей использовалось уже на первом танке в истории - британском Mark I. Это бревно, которое уместнее назвать деревянной балкой в силу прямоугольной формы, крепилось цепями к гусеницам увязшего танка и танк использовал его в качестве опоры, выбираясь из вязкого грунта.

Способ, при всей своей гениальности, имел большой недостаток. Если эта процедура происходила в условиях боевых действий, то как минимум двое членов экипажа были ничем не защищены под вражеским огнем. А установка бревна и его крепление - дело довольно долгое. Поэтому в тридцатых годах прошлого столетия процедуру усовершенствовали, путем крепления между траками двух крюков. Под эти крюки укладывали бревно и когда крюки отталкивались от бревна, то оно превращалось в очень эффективный грунтозацеп. Крюки получили имя своего создателя - советского военного инженера Анатолия Федоровича Кравцева. Благодаря такому усовершенствованию, время, необходимое для эвакуации танка было существенно уменьшено. Но в итоге от крюков Кравцева всё же отказались. Ведь цепь или трос подходили всегда, а крюк Кравцева требовался для каждого типа машин свой собственный и их чаще всего делали в полевых мастерских, в экипировку танка они не входили.

-3

Принято считать, что бревно на броне вызывало удивление у союзников и они не знали о его назначении. Это, конечно, неправда. Таким способом эвакуации застрявших танков пользовались и американцы и британцы.

Бревно самовытаскивания присутствует даже на Т-90, а вот Леопард и Абрамс от него уже отказались, их эвакуирует специализированная техника, что совсем не означает, что танкисты забыли ценность простого бревна.

-4

На Армате бревно уже отсутствует, его заменяет устройство самовытаскивания, хотя на публичной демонстрации Арматы в 2015 году про бревно всё же спрашивали. Но на новейшем танке от архаики решили отказаться, Армата позиционируется уже совсем по другому.

Новое устройство самовытаскивания танка запатентовали в 2014 году. Как утверждается, это устройство не уступает бревну по эффективности, но компактнее и гораздо легче.

Танковое бревно, таким образом, отправлено на покой после века исправной службы.