Найти тему

Как праздновать Преображение и Яблочный Спас

Преображение Христа произошло не в августе, как это празднуется сегодня, а незадолго до Пасхи. Яблоки и виноград тут вообще непричём! Цель Преображения - это укрепление учеников в вере перед Голгофой, а не освящение плодов. Истинный смысл праздника лучше рассмотреть в контексте Евангельской истории.

Литургист Битбунов об этом пишет так: 

📝Господь в преддверии грядущих Cтраданий начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф 16.21). Слова Учителя сильно опечалили апостолов и особенно Петра, который стал прекословить Спасителю, говоря: «будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф 16.22). Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос обещает некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по своем отшествии: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф 16.28).

И далее в Евангелии описывается само Преображение (Мф 17.1-6). Это подтверждают и песнопения праздника, например, кондак: 

🙏На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Связь Преображения и Страстей подтверждается также темой беседы Господа с пророком Ильёй и Моисеем. Согласно ев. Луке (9.31), они «говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме», т. е. о выходе Христа из этой земной жизни посредством смерти, воскресения и вознесения на небо.

⚠️Широко распространено мнение, что Господь преобразился перед учениками ровно за 40 дней до Своего Распятия. Но отмечать преображение за 40 дней до Великой Пятницы неудобно: это Великий пост, период пения Постной Триоди, у которого своя тематика и свой уникальный богослужебный строй. Преображение туда просто не вписывается. Идеально было бы, чтобы, с одной стороны, ничто не отвлекало нас от празднования самого Преображения, а с другой — чтобы при этом сохранялась связь со Страстями. Есть гипотеза, что именно поэтому днём празднования Преображения была специально выбрана дата ровно за 40 дней до Крестовоздвижения — праздника, очень близкого по своему содержанию с Великой Пятницей. Это вполне может быть, т.к. праздник Крестовоздвижение на несколько веков древнее праздника Преображения.

Таким образом, при внимательном рассмотрении в торжественном и ликующем празднике можно услышать скорбные и трагические нотки. И это не случайно. Смесь радости и печали можно найти и в Крещении, и во Входе Господнем в Иерусалим, и в Вознесении… Такая диалектика свидетельствует об особой глубине и реальности церковных праздников. Они не являются эдаким лёгким развлечением и поверхностным, бездумным весельем. Торжество Преображения и других церковных праздников — серьёзное и мудрое. Оно не игнорирует скорбь, а просвещает её изнутри и побеждает. И это делает праздник честным и настоящим.