На что могут пойти люди, заботящиеся только о собственной выгоде? Стоит ли им доверять? Как с ними вообще можно взаимодействовать и можно ли? Такие люди есть в бизнесе, это чьи-то коллеги по работе, чьи-то сыновья, братья, мужья, не дай бог. Они есть даже в таком благородном деле, как спорт. Но не будем забегать вперед. Хочу вспомнить рассказ А.И. Куприна про бокс, который называется “Лимонная корка”.
Хочу заметить, что если бы кто сегодня предложил этот рассказ для публикации в Америке, то его бы жестоко осудили и разжаловали в чистильщики обуви из знаменитых писателей. Ну, а все его предыдущие заслуги предали анафеме.
Автор в нем ведет повествование, как рассказ о каком-то документальном событии, которое случилось когда-то давно. О нем писали когда-то и теперь он переводит статью о том случае. Главный герой лорд Томас Б. Фамилию намеренно не оглашают, потому что все последующие подробности об этом человеке явно укажут на того, о ком идет речь.
Этот самый лорд Б. оставил о себе тройную память: богатый вельможа, исключительный скупец и поклонник боксерского спорта.
И можно ли представить, что последнее иногда перевешивало его исключительную бережливость. В то время бокс считался благородным спортом. И в какой-то момент лорд Б. решил выступить покровителем подающего надежды боксера ирландского происхождения Сюлливана. Этого боксера он нашел в крайне бедственном положении, голодным и больным. Он оправлялся после громкого состязания с другим боксером “Чернокожим Ричмондом”.
Лорд Б. стал ухаживать за ним, кормить, давать время на тренировки. И все это не из чистой любви к боксу, а из жесткого расчета, непомерного тщеславия и корыстных побуждений. В то время Сюлливан и Ричмонд были не только самыми сильными боксерами, но и заклятыми врагами. И благодетель первого хотел, чтобы с его именем был связан самый громкий боксерский поединок того времени. И не исключено, что он собирался сделать ставку на исход боя, что сделало бы его еще богаче, чем он был до той поры.
Корысть лорда не имела границ, он не хотел, чтобы другим стало известно, что его боксер набирается сил. Потому что если кто-то еще поставит с ним вместе пари на него, то выигрыш лорда не будет столь грандиозен, как если бы он ставил один. Ну и от "чрезмерных благодеяний" лорд Б. стал нервничать и поторапливать ирландца. Тот считал, что ему нужна еще неделька для тренировок. Но лорд имел неосторожность попрекнуть ирландца куском хлеба (не было обиды больше), а тот сказал лишь, что к бою готов.
Не буду раскрывать всей красоты описаний боксерского поединка в двадцать четыре раунда, он представлен в красках. Соперники сражались достойно и ставки были чрезвычайно высоки. Поначалу Ричмонд нападал яростно и жестоко, но вот уже перевес на стороне Сюлливана. Лорд побледнел лишь, подозвал к себе известного маклера Моисея, отдав ему какие-то распоряжения и продолжил невозмутимо пить свой напиток, вынимая из него кусочки лимона и медленно их обсасывая.
Ричмонд все больше и больше сдавал позиции. Он вышел на ринг немного пьяным, а потом с каждым раундом все больше “расклеивался”. И вот, когда Ричмонд упал, Сюлливан делает шаг назад и вдруг как-то нелепо взмахивает руками и падает тоже. Никто не мог понять что случилось, секунданты бросились поднимать его во время паузы, но он остановил их и сказал, что сломал ногу. А один из секундантов поднял с досок эстрады маленькую лимонную корочку. Все взгляды обратились к лорду Б., который как ни в чем не бывало надменно шел к выходу из зала.
Хороший, яркий пример приводит Куприн! В пересказе только суть, прочтите, чтобы получить непередаваемое удовольствие от всех деталей этого поучительного, на мой взгляд рассказа.
Приходилось ли вам иметь дело с людьми, похожими на лорда Б.? Как к ним относитесь? Что их оправдывает?