Сегодняшний разговор - о мусульманской философии, пик развития, расцвет которой пришёлся на 9-й - 13-й века. В ту пору во многих мусульманских землях интеллектуальная жизнь бурлила. Не то что теперь...
П.: Тема большинству неспециалистов в принципе незнакомая и крайне малоизвестная, поэтому будет много цитат.
М.: Хорошо. Тогда первый вопрос. Что послужило толчком к возникновению и развитию философии в мусульманском мире?
П.: Всё началось с Корана, хадисов Мухаммада и переводов греческих философов. И достигло первого пика развития в начале 9-го века, когда багдадский халиф аль-Мамун организовал Байт-аль-Хикма ("Дом мудрости").
Первыми философскими опытами было обращение к кораническим текстам и к хадисам, как я уже сказал.
Кстати, переводы Корана с арабского языка на другие языки не считаются священными текстами, в отличие от продиктованного архангелом Джабраилом пророку оригинального текста, исходящего непосредственно от Аллаха. Так что, хоть переводов и много, но это всего лишь как бы пересказ. Переводов на русский язык много: есть использовавшийся ещё Пушкиным, чтобы вдохновиться на написание "Подражаний Корану", перевод Саблукова, наиболее корявый и недостоверный и изобилующий заимствованиями из Библии по части имён и названий, да и стилистики в целом. Или перевод академика Крачковского: наиболее буквальный, но очень напоминающий подстрочник; я, кстати, воспользуюсь именно им. Перевод Шидфар. Рифмованный пересказ Пороховой. Самые свежие переводы Османова и Кулиева...
Обратимся к Корану.
"Ничто не постигает из событий на земле или в ваших душах, без того чтобы его не было в писании раньше, чем Мы создадим это. Поистине, это легко для Аллаха!" (57:22).
...То есть записано всегда и всё.
...И к хадисам из "Ат-Таджу-л-джами'у фи-ахадиси-р-расул" ("Венец избранных хадисов Посланника"). Среди них есть и такие:
"Передают от Ибн Умара, что Пророк сказал: "Всё происходит согласно предопределению, даже ум и глупость даруются согласно ему";
"Передают от 'Усмана, что Посланник Аллаха сказал: "В Судный день право заступничества получат пророки, учёные и мученики";
"Передают от Абу Мас'уда, что Пророк сказал: "Завидовать надо только двоим: человеку, которому Аллах даровал богатство, а он же потратил его на пути истины; человеку, которому Аллах даровал мудрость, которой он руководствуется, учит ей других".
М.: Пророк проповедовал просвещение?
П.: В первую очередь он имел в виду, конечно же, изучение Корана. Но и общее образование безусловно тоже.
По мере завоеваний на Ближнем и Среднем Востоке, на юге Европы мусульмане обогащались знаниями - той же античной философией, и обогащали чужие языки.
Велика их роль в развитии алгебры и геометрии (арабские цифры...). Астрономия. Медицина. Разумеется, философия, о чё м мы и будем сегодня говорить.
Арабского происхождения слова, вошедшие во все языки: адмирал, альбатрос, алхимия, алкоголь, альков, алгебра, алгоритм, абрикос, артишок, ассасин, балкон, балдахин, банан, барбарис, бергамот, калибр, карат, кофе, диван, фанфара, минарет, мускат, шафран, сахар, талисман, зенит.
М.: И мы говорим на диалекте арабского языка?
П.: ...И в не меньшей степени санскрита.
М.: Перейдём собственно к философии?
П.: Вначале, ещё в середине восьмого века, возникли мутазилиты ("отколовшиеся", "отделившиеся"), которые утверждали: "Разум обязывает человека знать Аллаха со всеми Его постановлениями и свойствами до получения откровения". Потом появились ашариты - последователи аль-Ашари, утверждавшего, что Аллах не просто однажды сотворил мир, но ежедневно и ежечасно поддерживает его существование, и если Аллах прекратит это делать, то мира, состоящего из множества мельчайших частиц и мгновений, тотчас же не станет.
Ну, а первое собственно философское, а не теологическое течение мусульманской мысли - это калам (беседа, рассуждение): "в Коране уже есть всё необходимое, надо только правильно его толковать".
Потом были мутазилиты и машшаиты.
А философия в арабской транскрипции стала называться "фаласафа".
...Первый общепризнанный арабский философ - это выходец из рядов мутазилитов Абу-Юсуф Якуб Исхак аль-Кинди, переводивший на арабский язык Аристотеля и Эвклида.
"Всякое высказывание либо имеет какой-нибудь смысл, либо не имеет никакого смысла. То, что не имеет смысла, не может быть предметом исследования, а философия имеет дело только с тем, что может быть предметом исследования; заниматься же тем, что не может быть таким предметом - это не дело философии".
М.: Дискуссия с Аристотелем...
П.: Очень значительной фигурой в арабской философии, первым крупным последователем Аристотеля был аль-Фараби.
Не могу удержаться от того, чтобы не показать несколько просто шикарных цитат.
"Мудрость есть знание отдалённых причин, от которых зависит бытие остальных существующих вещей и ближайших причин вещей, имеющих причины".
"Человек не может быть наделённым от природы добродетелью или пороком, так же как он не может быть прирождённым ткачом или писцом. Но он от природы может быть предрасположен к состояниям, побуждающим его скорее к одним действиям, чем к другим".
"Часто люди, охваченные гневом, стремясь убийством утолить этот гнев, убивают не тех, кто разгневал их, а тех, кто к этому не причастен".
"Глупость - это когда человек имеет здравое представление об общеизвестных вещах, накопленный опыт, здравое представление о целях, достижения которых он желает и жаждет, но обладает неправильным рассуждением, и из-за этого рассуждения то, что не ведёт к цели, ему кажется ведущим к ней, а то, что ведёт к цели, ему кажется не ведущим к ней".
М.: Действительно очень мудрый человек...
П.: Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад аль-Газали, в свою очередь, был последователем Платона. Он точно так же учил, что у любого объекта есть бессмертная душа в виде идеи. Ну чем не платоновский эйдос?
М.: Ибн-Сина (Абу Али Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Сина) был не только врачом?
П.: Да, он ещё был очень оригинальным и остроумным мыслителем! Последователь Платона, он был автором более чем 200 трудов, причём отнюдь не только по медицине.
"Кто счастья не ценил, тот близится к несчастью".
"Воистину чудесные дела: безмозглые возносятся тела. Их наделила тупостью природа, а родовая знатность вознесла".
"Нет безнадёжных больных. Есть безнадёжные врачи".
Типы души по классификации Ибн-Сины:
1. Растительная душа. Бывает у растений, животных, некоторых людей. Для питания, роста, размножения.
2. Животная душа. Бывает у животных и некоторых людей. Для движения, чувственного восприятия.
3. Разумная душа. Состоит из практической силы и умозрительной силы. Бывает у человека. Связывает разум с телом и занимается познанием сущностей.
Другой мудрец - живший в Кордове Абу-ль-Валид Мухаммад ибн-Ахмад ибн-Рушд.
Он был энциклопедически образованным человеком. В разные периоды своей жизни побывал богословом, судьёй, придворным медиком. Последователь Аристотеля. Его философские труды были осуждены и сожжены, сохранились считанные экземпляры.Почему так произошло? Да потому, что он утверждал - существует две истины: подлинная - философская, и служащая ей заменой для всех не-философов истина религиозная.
"Аллах не может быть и формой, поскольку форма нуждается в материи".
"Возникновение души есть нечто относительное".
М.: Ну и конечно же мы не можем обойти стороной суфиев...
П.: А то как же!
О них промолчать нельзя, бесспорно... Но углубляться в подробности мистического учения особого желания у меня нет.
Скажу только, что Ибн-Араби ("Великий шейх суфиев") оставил после себя поистине мудрые изречения.
"Весь мир во власти мысли человека,
Но это знает тот, кто может знать.
Иному человеку не понять
И малого в коротких рамках века".
М.: Суфийские притчи заслуживают отдельного разговора?
П.: Однозначно!
(Котик издаёт звук, похожий на "Ааааххх..."