Автор этой книги норвежский художник Эйвинд Турсетер нашел идеальную форму для рассказа о чувстве – будь то страх, любовь, раздражение или любопытство. Он пробил в книжке дыру, и без слов рассказал её историю, которая многим покажется странной и загадочной, а некоторые даже спросят «что это вообще такое?».
Герой Турсетера однажды обнаруживает в своей жизни дыру. Сначала она в стене, и он просто не замечает её, потом пытается избавиться, но она в самый неподходящий момент оказывается на полу под ногами. Тогда он решает скрыть её, загородить от себя самого – но она снова перед ним. И вот, он поступает как цивилизованный человек – хотя он и не человек вовсе, автор утверждает, что это мул, – но поступает он как цивилизованный человек, среднестатистический горожанин, обращается за помощью к специалистам «по дырам» и вместе с ними анализирует свой экземпляр. Исследования затягиваются, вечером мул возвращается домой. Ночью он неподвижно сидит в одиночестве, смотрит на луну, у которой такой знакомый круглый силуэт, и читателю передается необъяснимая ностальгия. А наутро дыра оказывается там же, где и была в самом начале этой истории – на своем месте в стене.
В этой книге почти нет слов, и поэтому каждый может «вчитать» в нее свой смысл. Эйвинд Турсетер ведет рассказ лаконично и емко, а драматургия настолько проста и глубока, что история становится универсальной: каждый узнает в ней свой личный опыт, сколько бы ни было читателю лет.
Это рассказ для всех и не для всех. Ребенку будет интересно проследить за метаморфозами дыры. Ведь вырубка в книге одна, так что физически дыра не смещается, остается всегда на одном месте, по центру страницы. Зато вокруг нее разрастается действие, меняются декорации, мизансцены, и дыра как персонаж движется и даже путешествует, превращается то в кружок светофора, то в глаз прохожего, то в диск луны. И для взрослого читателя в этой книге своя игра. Круглая вырубка задает 3D метафору. Отчего эта странная история кажется личной, знакомой? Автор оставляет читателю пространство для размышлений. Каждый объяснит эту графическую притчу по-своему. «Дыра» интригует, будоражит воображение – необъяснимая неподвижная идея овладевает сознанием и подчиняет себе ход мыслей. Дыра в книге – что за нелепость? Может, именно поэтому герою так важно избавиться от нее, вернуть привычный порядок вещей?
И вместе с тем эта история кому-то покажется странной, не поддающейся разумному объяснению – но ведь именно такие истории оставляют в сердце след (или дыру?), о них начинаешь думать, медленно прокручивать детали, анализировать, пока, наконец, мысленно не прочитываешь то, что написано без слов.
Турсетер Эйвинд. Дыра. Пер. с норвежского О. Мяэотс. М.: Белая ворона, 2021. Рисунки автора.
6+