Фильмы ужасов имеют надо мной определённую власть, которую я не могу объяснить. Моя потребность бояться настолько первобытна, что я буду смотреть каждый выпущенный студией хоррор.
Вот почему я пошёл в кино на "Проклятие Аннабель". Вот почему я пойду на "Уиджи: Доска Дьявола" в эти выходные. Думаю ли я, что "Уиджи" будет хорошим фильмом? Хммм. Но если я смогу избавиться от пары страхов во время просмотра, я буду счастлив.
Сказав это, в глубине души я всегда надеюсь, что это будет "тот самый", тот редкий фильм ужасов, который не просто пугает, но и обогащает опытом. Прочитав вчера потрясающий сценарий хоррора, я спросил себя: "Из чего получается хороший сценарий ужасов?"
Как удаётся достичь этого редкого подвига - выйти за рамки нагнетания страха и дать читателю всесторонний опыт, подобный тому, что вы чувствуете после просмотра "Экзорциста" или "Шестого чувства"?
Я не знаю. Но, оглядываясь назад на фильмы ужасов/сериалы/сценарии, которые мне недавно понравились ("Ходячие мертвецы", "Мама", "Медовый месяц"), и сравнивая их с теми, которые я ненавидел ("Проклятие Аннабель", "Окулус"), кажется, что в каждом из них прослеживаются определённые тенденции. Поэтому я хотел выделить их, чтобы вы, авторы ужасов, могли как следует разобраться в этом.
Этот список не следует считать окончательным. Я далеко не фанат ужасов. Но это должно дать вам базовое представление о том, как правильно сделать хоррор.
Задайте более высокие ожидания – одна из проблем, мучающих хоррор, заключается в том, что это жанр с самыми низкими ожиданиями. Люди представляют, что он будет только пугать резкими моментами и брызгать кровью на экран. Авторы подхватывают это и, как следствие, устанавливают для себя низкую планку.
Как только вы это сделаете, вы практически гарантируете, что ваш сценарий будет плохим. Относитесь к ужасу так же, как к драме. Цельтесь высоко и глубоко. Мне всё равно, если вы "всего лишь" пишете фильм-слэшер. Постарайтесь сделать это лучшим фильмом-слэшером в истории. Мало что так угнетает, как чтение лениво написанного сценария ужасов.
Глубокие персонажи – запомните это простое правило. Если мы равнодушны к персонажам, нам будет всё равно, что произойдёт, когда они окажутся в опасности. Хоррор не работает в безразличии.
У читателя персонажи должны вызывать хоть какие-то эмоции. Поэтому, прежде чем писать сценарий ужасов, потратьте МНОГО времени на создание своих персонажей. Выясните их предысторию, их страхи, их недостатки, их разрушенные отношения. Что им нужно преодолеть в этом путешествии? Чем больше знаете своего персонажа, тем больше вероятность, что мы будем заботиться о них.
Привяжите страхи к персонажам – ужас и страхи в вашем сценарии не должны быть взаимоисключающими. Они должны быть созданы вокруг друг друга. Другими словами, попытайтесь связать страх вашего персонажа с настоящим ужасом.
В "Маме" страх мачехи - это проявить любовь, которая сблизит её с детьми. Ужас в фильме построен на матери-призраке, которая хочет забрать девочек. Мачехе придётся научиться любить девочек, чтобы спасти их. Чем плотнее вы сможете связать страхи и собственные проблемы персонажа, тем большее влияние окажет фильм.
Оригинальные страхи – Страхи-клише - одна из самых распространенных ошибок в написании ужасов. И это восходит к первому совету. Ожидания должны быть выше. Если вы видели подобный приём раньше, НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЕГО. Или, по крайней мере, найдите способ обновить его.
Одной из вещей, которая действительно раздражала меня в "Проклятии Аннабель", был старомодный проигрыватель, который продолжал включаться. Это чистая лень.
"Ходячие мертвецы" хороши в перепридумывании клише. Мы все видели сцену, где персонажи должны забрать продукты в супермаркете, но зомби выскакивают повсюду. У них же была сцена, где обрушился потолок, и все зомби с крыши упали вниз, поймав в ловушку наших героев.
Или у них была сцена, в которой им нужно было достать еду в затопленном подвале хранилища, они добавили уникальную задачу (прогулка в сточной воде) и новый тип зомби (“поплавок”).
Это не легко, сесть и часами бросать себе вызов, чтобы придумать что-то новое и оригинальное. Вы чувствуете, что вместо этого должны писать, а тратите время впустую. Но когда вы прилагаете дополнительные усилия и находите оригинальный страх или новый поворот к старому страху, это делает ваш сценарий намного лучше.
Будьте правдивы – не навязывайте нелогичную правду в свою историю только для того, чтобы напугать зрителя. Когда вы делаете это, вы ведёте себя нечестно и искажаете правила реальности, чтобы соответствовать вашему сюжету. Вместо этого вы всегда должны стараться быть правдивыми, предлагать реальность.
Чем реалистичнее мир, который вы создаёте, тем больше мы в это поверим. Одна из самых больших проблем с "Аннабель" заключалась в том, что эта кукла была самой жуткой грёбаной куклой во вселенной. Она выглядела как идеальная киноверсия одержимой нечистью куклы (и совсем не похожа на настоящую куклу, на которой она была основана).
Когда, вы искажаете правду для усиления страха - это нормально. Но когда персонаж-мать, заявляет, что хочет эту куклу в свою коллекцию. Тут мы перестаём верить. Кто в здравом уме захочет такую куклу? "Эй, муж, можешь принести мне самую жуткую грёбаную куклу, которую ты сможешь найти?" Да, верно. В этом сюжетном моменте не было ничего правдивого, и если вы слишком часто лжете зрителям, они перестают вам верить.
Атмосфера. Хоррор - это атмосфера. Нужно не просто войти в комнату. Дело в настроении в комнате. В том, что создаёт такое настроение. Трубы отопления неприятно стучат за стенами? Образуются ли кристаллы льда на окне из-за низкой температуры снаружи? Ваш герой чешет эту раздражающую сыпь на руке, которая никак не проходит?
Не бойтесь также показать, как мёртвые чешуйки кожи падают на пол. Атмосфера может стать вашим лучшим другом в сценарии ужасов, если всё сделано правильно.
Потеря контроля – Одно из самых страшных чувств для большинства людей - это полная потеря контроля. Ищите этот страх. По мере того как ваша история продвигается по сюжету, ваши персонажи должны всё меньше и меньше контролировать ситуацию. И в какой-то момент у них вообще не должно быть никакого контроля.
Они должны чувствовать себя совершенно беспомощными. Посмотрите такие фильмы, как "Экзорцист", "Человеческая многоножка" и малоизвестный австралийский фильм "Любимые". Наш страх основан почти исключительно на беспомощности главных героев.
Наращивайте страх - фильмы ужасов, похоже, никогда не работают, когда вы сразу же начинаете пугать. Страх нужно растить. Ему нужно созреть в течение фильма.
Посмотрите на "Паранормальное явление", один из самых успешных фильмов ужасов всех времен. Почти три четверти своего времени он нагнетает, прежде чем происходит настоящий испуг. До этого это в основном серия небольших страхов. Как правило, старайтесь сделать первые 60-70% вашего фильма жуткими, а последние 30-40% - страшными.
Прелюдия к страху часто бывает более страшной, чем сам страх – Хороший момент страха - это замечательно. Но если это всё, что у вас есть, то вы развлекали свою аудиторию всего одну секунду. Настоящий ключ к запугиванию - это подвести к тому, что произойдёт ДО того, как вы испугаетесь.
Вот где золото, так как вы можете вытянуть чувство страха наружу. Таким образом, вы должны разрабатывать страхи, у которых есть время на подготовку.
Один из моих любимых страхов в сценариях всё ещё присутствует в первоначальном проекте "Заклинания", который они в итоге вырезали. В нём наш главный герой нашёл дыру, которая ведёт в подвал. Из дыры торчит веревка. Он начинает её дергать. И тянет за неё. И ещё. Наше воображение настолько поглощено тем, что находится на конце этой веревки, что мы не осознаем, что это прелюдия к открытию, которое действительно пугает нас. Конечно, отличное раскрытие в конце тоже не повредит (в данном случае это была петля вокруг головы ведьмы).
Надвигающееся чувство обречённости – мы должны чувствовать, что в будущем наших персонажей ждут плохие вещи. Это должно нас напрячь. Мы никогда не должны чувствовать себя комфортно в фильме ужасов, как будто всё будет хорошо. Мы всегда должны чувствовать, что будет только хуже, что гибель не за горами.
Многие из вас живут и дышат ужасом. И мне интересно услышать ваши мысли. Помимо того, что я отметил, что, по-вашему, делает хорошим фильм ужасов? Поделитесь своими советами.
by Carson Reeves
Автор перевода: Сергей Литвинов.
Переведено в образовательных целях.
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь в instagram и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.
Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.