Найти тему
Морская коллекция

Боевые катера. Безымянный Гвардейский. СКА-065

Война на море во время Великой Отечественной для РККФ представляла собой не грандиозные сражения линейных эскадр с линкорами и крейсерами. Большинство линкоров и крейсеров практически сразу оказались прикованными к базам, превратившись в плавучие батареи. Большая часть боевой работы состояла из рутинных операций по высадке и эвакуации десантов и разведывательно-диверсионных групп, сопровождению транспортов, патрульной и дозорной службы, противолодочной обороны, доставки грузов, разведки и т.д. Хотя на счету нашего флота, по большому счету, нет потопленных вражеских линкоров, крейсеров и прочих громадин, помощь его сухопутной армии. которая несла основную тяжесть войны, бесценна.

Большинство боевых задач решалось небольшими боевыми кораблями и катерами. Благо, в стране до сердины 30-х годов господствовала теория "москитного флота" и таких кораблей было много. Торпедные и сторожевые катера. малые и большие "морские охотники", бронекатера речных флотилий и прочие небольшие корабли использовались очень активно.

Конечно, нельзя сказать, что москитный флот был идеально сбалансирован и соответствовал задачам. Увы, были и просчеты в концепции и технические неудачи. Кроме того, оказалось, что наши катера по сравнению с немецкими меньше по размерам, соответственно гораздо хуже вооружены и мореходны. В ходе войны, пытаясь изменить ситуацию созданием новых проектов и поставками по ленд-лизу, недостатки техники пришлось, как всегда, компенсировать героизмом моряков.

Одними из наиболее удачных катеров, созданных в СССР в предвоенные годы, стали «малые(морские) охотники»(МО). Проект появился в результате инициативной разработки конструкторов Судоверфи морпогранохраны ОГПУ. Подобные многоцелевые катера водоизмещением около 50 тонн пробовали проектировать несколько различных КБ, но именно проект ленинградцев был выбран для серийного производства. В 1934 году первые МО заложили на Ленинградских верфях морпогранохраны ОГПУ ( с 1934 года ОГПУ преобразовано в НКВД).

От катера требовалось осуществлять охрану морских границ, иметь высокую мореходность, возможность бороться с подводными лодками, иметь соответсвующее максимально мощное вооружение. Одним из важнейших требований стала возможность транспортировки по железной дороге, что ограничивало габариты катера. У СССР было 5 изолированных морских флотов и флотилий, данное требование было принципиальным. Проект курировали не только пограничники, но и специалисты флота.

Развитие проекта привело к созданию наиболее массовой модели малого охотника- МО-4. У нее выросли длина и ширина (26,9 и 3,9 метра соответственно), но на 10 см была уменьшена высота борта. Трехслойный деревянный корпус с перкалевыми прокладками (специальная прочная ткань) с 9 отсеками, разделенными водонепроницаемыми переборками, обеспечивал высокую живучесть при боевых повреждениях.

Штатная силовая установка состояла из трех бензиновых двигателей ГАМ-34БС, обеспечивавших катеру 27 узлов хода.


Орудия 21-К и их модификация справа 21-КМ, поднятые со дна Чёрного
моря.  музей военной техники в Новороссийске.
Орудия 21-К и их модификация справа 21-КМ, поднятые со дна Чёрного моря. музей военной техники в Новороссийске.

Корма малого охотника -  дымовые шашки, а под ними глубинные бомбы
Корма малого охотника - дымовые шашки, а под ними глубинные бомбы

Пулемёт ДШК на МО-4
Пулемёт ДШК на МО-4

Небольшие кораблики были до упора напичканы вооружений, к сожалению недостаток качества (зенитных автоматов) пришлось компенсировать количеством- штатный комплект состоял из двух 45 мм полуавтоматов 21-К( позже 21-КМ), двух пулеметов (первоначально "Максим", с 1938 года крупнокалиберный ДШК), бомбосбрасывателей и глубинных бомб (ББ-1, БМ-1). С помощью дымовых шашек МДШ (на корме, над глубинными бомбами) катера могли выставить дымовую завесу.

В ходе войны с вооружением непрерывно экспериментировали, пытаясь повысить боевую эффективность. При возможности ставили зенитные автоматы 20 мм «Эрликон» (ленд-лиз или трофейные) или 25-мм 84-КМ.

Пытались даже впихнуть 76 мм орудие, но на испытаниях 61-тонный ( вместо 54 тонн) катер потерял и в мореходности и в остойчивости при стрельбе. От идеи отказались.

К началу Великой Отечественной войны в состав КБФ входило 18 ед., в состав ЧФ – 18 ед., в состав СФ – 18 ед., в состав ТОФ – 19 ед.; в составе Морпогранохраны на Балтике имелось 25 ед., на Черном море – 38 ед., на Севере – 2 ед., на Дальнем Востоке – 48 ед.

В годы войны в состав в состав КБФ (включая Ладожскую ВФ) входило 75 ед., ЧФ (включая Азовскую ВФ) – 109, в состав СФ – 20, в состав ТОФ – 19, в состав Каспийской ВФ – 19, в состав Волжской ВФ – 6. В ходе боевых действий погибло 86 катеров.

С 1934 по 1941 год было построено 260 штук, все отправлены на службу в части Морпогранохраны и Охраны водных районов флота на всех театрах. В годы войны заводы выпустили 40 охотников типа МО-4.

-5
-6

-7

СКА-065 (первоначально ПК-125, 12.1941-03.1942 - СКА-074). Ленинградском заводе НКВД № 5. Построен в 1938 году.

водоизмещение полное 56,5 т; длина 26,9 м, ширина 4,2, осадка 1,48 м; Высота 2,9 м.
мощность механизмов (три ГАМ-34) - 2550 л.с.3 вала . Скорость хода максимальная 26-27 узлов, экономическая 7-16 узлов. Дальность плавания 800 морских миль (при 16 узлах). Экипаж 16 человек (2 офицера, 2 мичмана), в военное время 22 человека. Автономность плавания 3 суток
Вооружение: 2 - 45-мм орудия 21-К, 2 - 12,7-мм ДШК и 3-7,62-мм пулемета.
Навигационное вооружение1 магнитный компас, лаг. Противолодочное вооружение1 шумопеленгатор «Посейдон», 2 бомбосбрасывателя, 8 больших и 24 малые глубинные бомбы МБ-1. Минно-торпедное вооружение 4 мины КБ-3

-9

В 1938 году на Ленинградском заводе НКВД № 5 для Морпогранохраны был построен очередной катер типа МО-4. Первоначально он получил номерное обозначение ПК-125. Катер вошел в состав 4-го Черноморского отряда погрансудов (Дунай, Вилково). В начале войны катер передали в оперативное подчинение Черноморского флота. Уже 22 июня 1941 года катер апод командованием лейтенанта Тимошенко уничтожил румынский пикет у селения Новая Килия. 23 и 24 июня при поддержке кораблей Дунайской флотилии были высажены десанты пограничников 79-го Измаильского погранотряда, морских пехотинцев и подразделений 23-го стрелкового полка на румынский берег Дуная. Плацдарм в итоге вырос до 300 с лишним кв. километров, а румыны, отступая потеряли около 200 человек убитыми и 700 пленными. Из-за ухудшения общей ситуации на фронте к 19 июля спомощью кораблей и катеров десант был эвакуирован. В боях на Дунае экипаж катера сбил два самолета противника.

После отхода с Дуная катер вошел в состав сил Одесской военно-морской базы и участвовал в обороне города, в т.ч. в высадке десанта в Григорьевке. После оставления Одессы катер перешел в Севастополь, в декабре 1941 года он вошел в состав 4-го дивизиона сторожевых катеров ОВР Главной базы и был переименован в
СКА-074. Здесь он занимался боевым патрулированием, сопровождением транспортов, перевозкой войск, эвакуацией раненных и гражданского населения, борьбой с минными заграждениями противника. За один рейс маленький катер мог вывезти до сотни раненных бойцов.

С марта 1942 года катер зачислили в состав 5-го Краснознаменного дивизиона сторожевых катеров Туапсинской военно-морской базы и переименовали в СКА-065, под которым и вошел в историю.

Катер высаживал десанты под Керчью и Новороссийском, в других пунктах побережья. На его счету было около полусотни отконвоированных без потерь транспортов, десятки суток дозоров и отражение 265 атак авиации противника.

1 февраля 1942 года в командование СКА-065 вступил старший лейтенант Павел Сивенко. В 1941 году он закончил Черноморское высшее военно-морское училище имени П. С. Нахимова по специальности "вахтенный начальник". С 1939 года кандидат, с августа 1941 – член ВКП(б), в 1940 году – чемпион Черноморского флота по боксу.

В августе 1942 года при эвакуации мирных жителей из Туапсе (немцы были уже в 17 километрах), на борту с сотней беженцев возникла нештатная ситуация. У одной из женщин начались роды, которые, однако, успешно принял красноармеец Салеев. В итоге в Сухуми прибыло несколько больше пассажиров.

В сентябре 1942 года
СКА-065 лейтенанта Сивенко, несмотря на штормовую погоду и плохую видимость, из-под носа у противника успешно вывез из окружения в районе Соленого озера 82 бойца и командира во главе с майором Цезарем Куниковым, будущим героем десанта Малой земли.
22 февраля катер участвовал в высадке новороссийского десанта. Под огнем он высадил 1550 бойцов и командиров и около трех тонн военных грузов, вывез 828 раненых.

Звездный час для катера и его молодого командира (ему было лишь 24 года) настал в марте 1943 года. В это время 18-я армия и Черноморский флот вели тяжелейшую битву за освобождение Новороссийска, закрепившись 4 февраля 1943 года на небольшом плацдарме, ставшим известным как «Малая Земля». Хотя первоначальный план операции был провален, командование приняло решение оставить плацдарм для участия в следующем наступлении. На небольшом плацдарме ожесточенно сражались 27 батальонов и четыре штрафные роты. На флот была возложена ответственность по снабжению десанта.

Получалось с трудом, снаряды десантники учитывали поштучно, а на еду пришлось разделывать убитых взрывами дельфинов.

Павел Сивенко, фото курсантских времён
Павел Сивенко, фото курсантских времён

Лейтенант Сивенко получил приказ довести на плацдарм транспорт «Ахиллеон» и три малые шхуны с грузами для обороняющихся войск (по некоторым данным это было топливо с Туапсинской нефтебазы, боеприпасы и снаряжение). Транспорт был паровой шхуной австрийской постройки 1896 года (870 тонн) и имел скорость не более 7 узлов.




Фото и модель транспортника "Ахиллеон"
Фото и модель транспортника "Ахиллеон"
-12

Немцы предпринимали отчаянные усилия по перекрытию "дороги жизни" для Малой земли. Помимо авиации здесь были сосредоточены и шнельботы. Охота шла даже за самыми малыми судами.

25 марта 1943 года небольшой конвой на подходе к Геленджику, через который шло снабжение плацдарма, был атакован немецкими шнельботами. Надо сказать, что для практически всех советских катеров немецкие торпедные катеры были опаснейшим противником-более крупные, более устойчивые и с автоматической артиллерией, они и атаковали не по одному.

Нашим повезло, они были уже недалеко от порта с его береговой артиллерией, и, прикрывшись дымзавесой, открыв массированный огонь, успели укрыться в порту. Шхуны вскоре ушли в Джубгу.

Гораздо опаснее был налет немецких пикировщиков в районе Дивноморского (Фальшивый Геленджик). Пикировщики "Юнкерсы-87 " и бомбардировщики "Юнкерсы-88 " атаковали группами по 3-5 машин в течении 8 часов. Всего насчитали от 30 до 50 самолетовылетов (более реальны первоначальные "более13"), на катер и транспорт было сброшено около 100 бомб.

Главной задачей "мошки" было переключить внимание атакующих на себя, уведя из под удара транспорт с грузами. И ему это удалось, агрессивную "мошку" немцы посчитали необходимым вывести из строя в первую очередь, чтобы потом без помех закончить с транспортом.

"Морской охотник" маневрировал, вел ожесточенный огонь, не давая самолетам правильно выйти в атаку.

Повреждения, полученные катером, теоретически были несовместимы с надводным положением и продолжением боя. В корпусе потом насчитали около полутора тысяч пробоин (200 крупных и более 1000 мелких), из строя вышли два из трех моторов, мостик и ходовая рубка были разбиты, носовое орудие снесено с места, катер принял много воды и получил сильный дифферент на нос. При этом волнение моря доходило до 7 баллов.


Ju-87 над морем
Ju-87 над морем
-14

В этом кромешном аду моряки продолжали вести бой на своих местах, у руля, возле пулеметов и орудий. Боцман Даниил Антоненко, получив ранения обеих рук, продолжал вести огонь из своего ДШК. Осколком снаряда оторвало левую руку старшине 2-й статьи Григорию Куропятникову, но он продолжал стрельбу из второго пулемета, пока не заметил возгорание дымовых шашек рядом с глубинными бомбами. Он смог добраться до кормы, зубами и оставшейся рукой развязал найтовы (в наградном листе-"перекусил")и сбросил горящие шашки за борт.

Куропятников Григорий Александрович
Куропятников Григорий Александрович

Несмотря на огонь и взрывы, рулевой, старшина 2 статьи Павел Жован, хладнокровно продолжал вести катер, умело уклоняясь от бомб. Получивший тяжелое ранение помощник командира лейтенант Яков Мазлер, сменив Куропятникова, продолжал вести огонь из ДШК, пока осколок очередной бомбы не вывел пулемет из строя. На следующий день он умер в госпитале.

Яков  Мазлер
Яков Мазлер

Из оставшегося орудия продолжали вести огонь старшина 1 статьи Степан Скляр, Григорьев и Перевозчиков(умер от ран после боя). Все уже были ранены, но остались на посту. Тоже уже раненый краснофлотец Потапов вручную восстановил крепление флага, когда осколком перебило фал.

Когда над катером появились наши истребители и отогнали немецких пикировщиков, на катере осталось на ногах только семь человек. Немцы потеряли то ли два то ли три самолета. Транспорт был успешно доставлен. Потом в Геленджик на одном моторе вернулся и СКА-065.

Дифферент на нос доходил до 15 градусов, форштевень был разбит, левая скула корпуса была сбита, рулевую рубку снесло с места, трубопроводы пробиты во многих местах...

Наскоро залатав пробоины и отправив в госпиталь тяжелораненых, катер ушел в Туапсе, где возможно было отремонтироваться.

СКА-065
СКА-065

Время было суровое, малый флот Черноморского флота нес чудовищные потери. За вторую половину 1943 года они составили: 26 сторожевых и 22 торпедных катера, 14 бронекатеров, 25 катеров-тральщиков и еще 116 единиц других плавсредств.
В этой мясорубке затерялись и наградные документы на экипаж героического катера.
Сивенко вообще за три года войны не получил ни ордена, ни медали. Правда, не за ордена, конечно, воевали.

 палуба МО-4
палуба МО-4


Однако оказалось, что каким-то чудом информация о 8-часовом бое маленького катера с десятками немецких самолетов попала в американскую прессу. Тогда в Америке отношение к России было совершенно другим. На волне всеобщего восхищения героизмом советских людей
Сивенко 7 июня 1943 года получил американскую медаль «За выдающуюся службу»(Флот)(В 1943 году этой медалью были награждены командир крейсера «Красный Крым» Александр Зубков и капитан гвардейского «морского охотника» СКА-065 Павел Сивенко).

Активность американцев заставила заработать и шестеренки нашей бюрократии. За ночь старшему уже лейтенанту пошили парадный мундир, срочно нашли затерявшиеся медали «За оборону Одессы» и «За оборону Севастополя» и вручили новенький орден Боевого Красного Знамени. Григорий Александрович Куропятников Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза. Яков Мазлер был удостоен Ордена Отечественной войны I степени посмертно.

Павел Павлович Сивенко
Павел Павлович Сивенко


Павел Сивенко, фото курсантских времён и фото 2000-х годов.
Павел Сивенко, фото курсантских времён и фото 2000-х годов.
медаль «За выдающуюся службу»(Флот)
медаль «За выдающуюся службу»(Флот)
Павел Сивенко с близкими
Павел Сивенко с близкими

И, наконец, Приказом Наркома ВМФ № 263 от 27 июля 1943 года СКА-065, единственному среди боевых катеров в истории нашего флота было присвоено звание гвардейского.

-23

Интересно, что в одном из интервью Павел Сивенко также рассказывал, как перевернулся катер, на котором находился будущий Генеральный секретарь КПСС Л. И. Брежнев, именно СКА-065 оказался первым, кто пришел на помощь и вытащил контуженного и тонущего полковника политотдела армии.

«Я получаю приказание прибыть в Новороссийск для того, чтобы на Малую землю (где потом крепко рассказали про нашего прекрасного начальника политуправления и политотдела Брежнева). Но Брежнев в то время был не тот Брежнев, о котором потом мы расписали. Он имел свое положение, свои задания и выполнял их. Брежнева сопровождал под Новороссийском (его посылали как разведчика). Тебе говорят: вот тебе катер, следи за ним и никто не говорит, кто это, какой начальник, кого ты высаживаешь, твое дело следить за этим катером. Так получилось, что волна какая-то налетела на этот катер, катер перевернулся и Брежнев (как потом мы узнаем) стал болтаться в воде. Какая у меня задача? Я подлетел, выправил этот катер, забрался туда, затянул Брежнева. Дальше как вы, кто-то рядом со мной сделал снимки, снял как Брежнев и открытки плавают по катеру. И дальше по Советскому Союзу в свое время вышло, как Брежнев оказался в воде. И на здоровье. Для меня, который помог в какой-то степени, чтобы Брежнев остался живой для истории. Это я так думаю сейчас, когда время большое прошло. А ведь это событие идет в минутах, секундах»
-24

Общий послужной список катера за войну-600 боевых заданий, 32 тысячи миль, отконвоировано 118 судов и транспортов, высадил более двух тысяч десантников (включая 4 разведывательно-диверсионные группы в тыл врага), участие в 12 обстрелах береговых объектов противника, 216 раз подвергался атакам авиации, сбил три (скорее всего ошибка, с дунайскими должно быть 4-5)самолета, подбил - шесть. Потерял убитыми два человека.

После войны катер был возвращен пограничникам, где прослужил ещё около 20 лет.

Рулевой_малого_охотника_типа_МО-4
Рулевой_малого_охотника_типа_МО-4

Экипаж у катера был везучий, наверно везения и умения командира хватило почти на всех. Лишь два участника того боя не дожили до Победы.

Павел Сивенко дожил до 95 лет, в Севастополе. Он застал возвращение Крыма в Россию.

Григорий Куропятников умер в Кировограде в 1982 году и не застал развала СССР и последующего шабаша на Украине. Зато названный в 1983 году его именем пограничный сторожевой корабль проекта 1241-2 ("Молния-2", Pauk I по классификации НАТО) дослуживал уже в ВМС Украины (КрМО (корабль Морской охраны) "Григорій Куроп’ятников"), где и был уничтожен 7 мая 2022 года российскими вооруженными силами.

-26

-27

На «Малой земле» в Новороссийске был установлен один из двух сохранившихся МО-4 ( второй-в музее «Дорога Жизни» в посёлке Осиновец Ленинградской области). В Новороссийске- МО-065 Черноморского флота, в Осиновец-МО-215 Ладожской флотилии.

Насколько успешным был сам проект МО-4 мнения расходятся. Претензии к нему высказывали заинтересованные стороны еще в начале службы. Пограничникам не нравилась плохая управляемость на малом ходу, затрудняющая подход для досмотра к нарушителю. Флот был недоволен отсутствием бронирования и возможности модернизации.

Небольшой корабль был так перегружен изначально, что попытки улучшить что то приводили к противоположному результату. Упоминается, что попытка защиты противопульнойброней рубки и бензобаков заставила убрать орудийные щиты. При установке "эрликона" понадобилось сократить количество глубинных бомб.

И все это упиралась в ограничения размеров для перевозки по жд.

Бывший командир СКА-65, капитан 2 ранга П.П.Сивенко, был гораздо благодарнее своему кораблю:

«Катера MO-4 были мореходные, живучие, хорошо вооруженные. Это были труженики моря в любую погоду и шторм... нашими надежными и грозными для врага боевыми товарищами».

Рецепт удачи этого героического корабля, единственного Гвардейского корабля четвёртого ранга, которому даже имени не было положено, прост: профессионализм и отвага личного состава; исключительная живучесть малого корабля, благодаря грамотной конструкции и материалу; ну и удачливость командира, разумеется.

В целом по типу МО-4 будет отдельная статья.

систематизированный каталог статей канала-по ссылке:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам