Найти тему

ТЕЛО ДЕМОНА И БЕСА. ВЗГЛЯД КНИЖНЫЙ И НАРОДНЫЙ. МИФОЛОГИЯ

Черти, демоны и бесы действовали в материальном мире людей. Но насколько они сами плотские или духовные? Все же они существа духовного мира.Представления о демонических существах — это коктейль из высокого книжного христианства и народных мифологических представлений. Градус книжности или мифологии сдвигался в зависимости от позиции рассказчика.

Общение с духовным миром для человека Средневековья и Возрождения было делом повседневным. А значит духи просто обязаны как-то присутствовать здесь, на грешной земле. Полностью бесплотен только Бог, потому что вездесущ. Ангелы, вторые после Бога, состоят из плоти духовной. А что же черти, ангелы падшие? Они как раз наиболее материальны. Причем в народной культуре демоны плотские, почти как люди. О чем свидетельствуют истории где святые бесов бьют палками, топчут ногами и даже вырывают им волосы. Книжная культура смотрит на демонов иначе, не отказывая им духовном теле полностью. Августин Блаженный писал, что падшие духи приобрели особую телесность, а преподобный Григорий Синаит — что демоны «вещественную некую дебелость кийждо имать».

Константинопольский теолог Михаил Пселл заявлял, что демоны обладают скилом невидимости, но в остальном они плотские. Правда его рассуждения были наиболее радикальны по этому вопросу. Он пишет, что черти и демоны не едят как люди, а вдыхают пищу в сосуды и нервы. Поэтому они и вселяются в тела людей, чтобы получить доступ к полноценному наслаждению пищей и похотью. Иоанн Златоуст говорил, что демоны вдыхают дым от языческих жертв, как античные боги.

В народных представлениях черти и бесы могут есть и пить как люди. В быличках и сказках они садятся за стол, едят и пьют. Но как правило ночью, когда наступает их время.

Внешний вид бесов, демонов и чертей отталкивающий. Они упали на землю, отреклись от благой жизни, за что и получили хвосты, рога, дополнительные рты на ногах и плечах. И прочие атрибуты прямо указывающие на их инаковость по отношению к бывшим собратьям.