15 августа на Болотной площади в Москве установили 12-метровую скульптуру из алюминия - «Большая глина №4». С тех пор обсуждения этого произведения современного искусства в соцсетях и среди экспертов не прекращаются. Давайте разберёмся, почему эта скульптура вызвала такую неоднозначную реакцию у москвичей.
Автор этого произведения — Урс Фишер — швейцарский художник, который живет и работает в Нью-Йорке. Для создания инсталляций и скульптур он использует самые разные материалы: металл, глину, воск и даже еду. Наиболее известные работы Фишера - альпийское шале из хлебных буханок, скульптуры-свечи в виде обнаженных женских фигур, гигантская лампа-медведь. Она была продана в 2011 году на аукционе за рекордную для художника сумму - 6,8 миллионов долларов.
«Большая глина № 4» была создана в 2013-2014 годах, став частью серии аналогичных скульптур Урса Фишера. Она представляет собой увеличенную примерно в 50 раз копию комка глины, которую художник сначала размял в руках, а затем разломил на несколько кусков и выложил их один на другой.
Москва вовсе не первый город, где выставляется это произведение. В 2015 году «Большая глина» стояла на Манхеттене в Нью-Йорке, а в 2017—в итальянской Флоренции. В 2021 году инсталляция переместилась в столицу России. Выставка скульптуры приурочена к открытию «ГЭС-2» —бывшей электростанции, переделанной в центр современного искусства фондом Леонида Михельсона V-A-С.
Москвичи, так же, как ранее американцы и итальянцы, скульптуру не оценили. Десятки известных российских СМИ не упустили возможности написать об этом. В соцсетях жители столицы сравнивают ее с кучей мусора, мороженым и даже фекалиями. И известные личности не смогли остаться в стороне от обсуждения «Большой глины». Комик и телеведущий Максим Галкин назвал Урса Фишера бесталанным художником и заявил, что скульптура выглядит «как 12-метровая стопка не очень аккуратного дерьма». По словам скульптора, академика Российской академии художеств Салавата Щербакова эта скульптура «оскорбительная и чужеродная для нас», хотя ее автор «достаточно профессиональный человек». По мнению же академика Академии архитектурного наследия Андрея Анисимова такое искусство «сначала надо обкатывать в более подготовленной среде».
Несмотря на такие резкие высказывания о произведении, нашлись и те, кто смог понять задумку автора и увидеть в скульптуре смысл. Глина - мощный культурный символ. Она основа основ. В момент замешивания она выглядит непривлекательно. Этот процесс прекрасно отражает мысль о том, что шедевр можно сделать буквально из “ничего”.
Я разделяю эту точку зрения. Если обратиться к истории, то мы вспомним, что что людям поначалу не нравились ни Эйфелева башня, ни Нотр-Дам-де-Пари, ни знаменитый фонтан Бернини на площади Навона в Риме, а против установки «Давида» Микеланджело на площади Синьории во Флоренции возражал даже сам Леонардо да Винчи.
Искусство всегда было, есть и будет предметом дискуссий и острых обсуждений. Только в таких условиях рождаются настоящие достойные произведения, которые впоследствии становятся всемирным достоянием.